рассказ «макар чудра» был опубликован в тифлисской газете «кавказ» от 12 сентября 1892 года. впервые автор подписался псевдонимом максим горький. этим рассказом начинается романтический период в творчестве писателя. к романтическим произведениям м. горького можно отнести также: рассказ «старуха изергиль», «песню о соколе» и «песню о буревестнике», поэму «девушка и смерть» и другие произведения писателя. в одном из писем к а.п. чехову горький писал: «право же, — настало время нужды в героическом: все хотят , яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. обязательно нужно, чтобы теперешняя немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, — жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче». название рассказа связано с именем главного героя. макар чудра — старый цыган, вдумчивый философ, знающий суть жизни, табор которого странствует по югу россии. род, жанр, творческий метод анализируемого произведения цикл романтических произведений м. горького сразу привлек к себе внимание критиков и читателей прекрасным языком, актуальностью темы, интересной композицией (включение в повествование легенд и сказок). для романтических произведений характерно противопоставление героя и действительности. так построен и рассказ «макар чудра», жанровой особенностью которого является «рассказ в рассказе». макар чудра выступает не только в роли главного героя, но и в роли рассказчика. такой художественный прием придает повествованию большую поэтичность и своеобразие, в большей степени раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика. действие рассказа разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной ночи. это атмосфера свободы. рассказчик отводит себе роль мудрого созерцателя жизни. макар чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. это единственный критерий, которым макар мерит человеческую личность
в рассказе максима горького макар чудра есть три основных героя. это рассказчик макар чудра, который повествует о печальной двух молодых цыган - радде и лойко забаре.
макар чудра в свои 58 лет выглядит ещё довольно крепким мужчиной. он многое повидал на своём веку. по его словам, где он только не бывал, чего только не видел. свои жизненные ценности он раскрывает своему собеседнику. во-первых, он утверждает, что человек должен всю жизнь ходить и смотреть по миру, а как насмотрится, так может и помирать. во-вторых, он считает, что человек не должен работать, так как с работой он отдаёт по капле все свои жизненные соки. и, в-третьих, он считает, что человек не должен жить в толпе, так как на земле много места.
лойко забар бравый, красивый и с задатками лидера молодой цыган. соплеменники его уважают и готовы пойти за ним даже в бой, а другие его ненавидят и даже клятву убить его при встрече. его жизненные ценности заключаются в том, чтобы брать от жизни всё – понравился конь, его можно своровать, понравилась девушка, её можно соблазнить и бросить. главное для него это свобода и вольная, удалая жизнь.
радда – красивая девушка и её красота свела с ума многих парней и мужчин. красота и повышенное внимание мужчин наложило на неё свой отпечаток. она стала груба с ухажерами, могла их жёстко осадить. для неё жизненные ценности составляли в том, чтобы найти идеального мужчину для себя, хотя она уже и понимала, что не сможет это сделать и останется вольной на всю жизнь. поэтому она и выставила невыполнимое условие лойко забаре и предпочла смерть от самого лучшего парня, чем жизнь в постоянном поиске.
В начале стихотворения описывается одинокий полумёртвый путник, с трудом перемещающийся по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…». Затем показывается контрастное, противопоставленное явление серафима, как бы нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза («Моих зениц коснулся он: / Отверзлись вещие зеницы…»), уши («Моих ушей коснулся он: / И их наполнил шум и звон…»), даёт мудрый язык («И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи… / В уста… мои / Вложил»), объективно обо все думающее сердце («И сердце трепетное вынул, / И уголь… / Во грудь отверстую водвинул»). Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно: «…Как труп в пустыне я лежал…». Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей».
Тем у стихотворения две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка. Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше.
В стихотворении используется много контрастности: В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… /И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил». Автор использует много повторов союза И в началах строк, чтобы показать единство, одну цель всего происходящего.
Чтобы яснее изобразить различные образы в стихотворении, Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал Автор использует много церковнославянизмов, что говорит о том, что при написании им этого стихотворения он опирался на библейскую легенду.
В стихотворении встречается очень много шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – тоже делает стихотворение медлительно-мучительным. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, его больше занимало содержание его стихотворения.