Сатира свободно говорить о пороках общества. В повести "Как мужик двух генералов прокормил", Салтыков-Щедрин применяет гротеск, острую иронию, повествуя о генералах попавших на необитаемый остров и оказавшимися не ни на что, даже на выживание. Всю свою жизнь они провели в регистратуре, там и состарились и не понимали ничего. Писатель говорит об их бесполезности обществу, ничтожестве, мнимых заслугах. Не знавшие труда, они думали, что "булки сами растут" в том виде, как их к кофею подают. Высмеивает писатель и мужика, который видел в генералах сильных мира всего и полез на дерево, чтобы нарвать им яблок.
Так писатель-сатирик изобразил с Эзопова языка современное ему общество, показав генералов, которые вдали от петербургской регистратуры оказались полными ничтожествами. Ведь "необитаемый остров" - на котором они очутились- это жизнь, которой генералы не знают.
При характеристике Бобчинского и Добчинского проявилась вся тонкость типологического мастерства Гоголя. У каждого из них — свой характер. Начать хотя бы с того, что Бобчинский проворнее Добчинского; последний же, несколько серьезнее и солиднее. Он сплетничает с достоинством, как будто совершает важное дело, и, как говорит Анна Андреевна, «до тех пор, пока не войдет в комнату, ничего не расскажет» . И еще один штрих: исполнив свою миссию, Добчинский просит отпустить его за последними новостями («...побегу теперь поскорее посмотреть, как там он обозревает») , и Анна Андреевна соглашается: «Ступайте, ступайте, я не держу вас» . Она отпускает его, как на государственную службу или как на подвиг.. .Вот почему, несмотря на то, что рассказать о прибытии ревизора удалось Бобчинскому, Городничий берет с собой к Хлестакову Добчинского (все-таки приличнее и солиднее!) , а первому остается лишь бежать «петушком» за дрожками.
Петр Иванович Бобчинский неотделим от Петра Ивановича Добчинского. Они совместно делают «наблюдения» , совместно переживают радость «открытия» . Однако в их характерах заложено тончайшее несходство, которое, в свою очередь, порождает между друзьями соперничество, противоречия, вызывает «самодвижение'» внутри этого своеобразного симбиоза. А если вспомнить ту нервную, лихорадочную обстановку, которая предшествовала встрече с Хлестаковым в трактире и которая заставляла обоих друзей спешить, напрягать все силы, чтобы не упустить славу открытия, — то становится ясным, что их соперничество сыграло не последнюю роль в роковом самообмане города.