Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" строится на контрасте личных ценностей. Для Мцыри это познание мира разорвать оковы сдерживающие его в пределах монастыря ("Я мало жил и жил в плену..."), возможность ощутить и понять прекраснейшее и новое для беглеца, ранее живущего в заточении чувство — любовь ("... Когда же я очнулся вновь и отлила от сердца кровь, она была уж далеко..." жить в гармонии и наедине с природой, ощущать её, как единое целое ("...О, я как брат отнять я с бурей был бы рад..."), однако монах — человек в первую очередь богобоязненный, отказавшийся от мирских благ жизни. Его восприятие мира значительно отличается от Мцыри. Рассмотрим тот же пример с природой. Для монаха гроза — гнев Божий ("... И в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда стоопясь при алтаре вы ниц лежали на земле...") в этом отрыве (глава 8) автор даёт нам это прочувствовать на контрастах личностей. Подвелем итог: для юного Мцыри, свойственны порывы жизни "говорить" с природой, автор показывает их, как единое, непрерывное целое. (''... Той дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой... ") Монах же, умиротворенный, познавшие жизнь человек, которому свойственно иной взгляд на жизнь. Вот он основной контраст
События, изображенные Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и
нравы. Первая глава построена на антитезе: «суровый колорит» казачества и нежная любовь женщины, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувство. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по натуре, живущий по суровым законам бранного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужденную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определяло характеры, отношения и жизнь людей.