Образ лирического героя, авторское "я". – «Я помню чудное мгновенье» - одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений Пушкина, относящихся к любовной тематике. Оно автобиографично и посвящено Анне Петровне Керн. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание лирического героя. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим, незатухающим чувством, что мы невольно и незаметно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Эмоциональная тональность последующих строф также не снижается. Лирический герой вспоминает годы своей петербуржской жизни в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты» . Иной настрой чувств он воссоздает, вспоминая свою жизнь в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты») . Поэт упоминает и про «мрак заточенья» Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных «в глуши» : «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви» . Но всегда в памяти героя были «милые» , «небесные» черты, «голос нежный» все так же звучит в его душе. Любви присуще и трагическое – ревность, разлука, смерть любимой. Неразделенная любовь лирического героя Пушкина лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит женщину, заботится о ней, не хочет тревожить ее своими признаниями. У лирического героя Пушкина дни разлуки с любимой протекали «в тревогах шумной суеты» , то есть со всеми обычными проявлениями повседневной жизни. Был «бурь порыв мятежный» , который оттеснял личное, «рассеял прежние мечты» . Было и томительное бездействие: «В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои…» . Стилистические фигуры произведения. 1. Фразы с прямым и обратным порядком слов складываются в особый ритм. Этот ритм сразу манифестируется контрастом стихов (1) и (2): Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.. . 2. Стихи обращены друг к другу по правилу слегка сдвинутой зеркальной симметрии или неполной инверсии, что является одним из наиболее частых приемов Пушкина. Фигура еще резче подчеркнута поляризованной позицией личных местоимений "Я" и "Ты". Они берут оба стиха в композиционно-смысловую рамку и задают условия для дальнейшего фразового ритма. 3. Синтаксические противопоставления подыгрывают антонимической смене мотивов "память-забвение", и в перекличке "Я помню" (1) и "я забыл" (11) второй и последний раз возникает местоимение первого лица. Я помню чудное мгновенье: И я забыл твой голос нежный, 4. Строфы IV и V построены на обратном порядке слов, причем в V две таких фразы (ст. 17-18). Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, 5. в целом обратный порядок слов превышает прямой фактически в два раза, если вычесть восемь стихов с "нейтральными" анафорическими вставками.
В басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. Басня «Обоз» впервые была напечатана в журнале «Сын Отечества» в ноябре 1812 года. После оставления Москвы Кутузов действовал с мудрой предусмотрительностью, не растрачивал зря сил, не шёл на ненужные жертвы. Он, как старый и опытный конь из басни, медленно свозил воз под гору. (Молодая лошадка из басни издевается над медлительностью старого коня точно так же, как Александр I торопит Кутузова своими повелениями накануне Тарутинского сражения: «с выгодою атаковать неприятеля и истребить оного». А адмирал Чичагов, который должен был преградить путь Наполеону, едва сам не попал в плен к французам. И Крылов снова смело выступает в защиту старого полководца, проявив подлинный патриотизм и гражданскую зрелость. Молодая лошадка в его басне резво бежит под гору, однако «воз начал напирать, телега раскатилась» - «прощай, хозяйские горшки».) Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни: осмеяние пороков самонадеянности, безответственности, зазнайства