Господину Стародуму около 60 лет: "...Мне на свете шестьдесят лет..." "...Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечении твое счастье..." Стародум - дворянин, отставной офицер: "...Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода..." "...Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом.." В молодости Стародум участвовал в войне и был ранен: "...Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. "...я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни..." Также Стародум служил при императорском дворе: "...Ко двору. Меня взяли ко двору..." Стародум нажил свое состояние своим трудом, проработав несколько лет в Сибири: "...Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу..." Стародум заработал свое состояние честным трудом, без подлостей и воровства: "...решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро..." Стародум - умный человек: "...Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет меня выручить..." Стародум - прямодушный, искренний человек, но некоторые люди принимают эти качества за угрюмость и грубость: "...Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет..." "...И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де кого уж и полюбит, так прямо полюбит..." Стародум разбирается в людях. Он не любит дурных людей: "...А кого он невзлюбит, тот дурной человек..." (о Стародуме) Стародум - откровенный, прямодушный человек: "...Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет..." Стародум - простой, нехитрый ("простосердечный") человек: "...Извини мое простосердечие..." Стародум не смотрит на статус, чин людей, с которыми говорит: "...Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность..." Стародум воспитан по-простому, "по-старому": "...Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы..." Стародум - малообразованный, но при этом умный человек: "...Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову..." Господин Стародум ценит в человеке душу и сердце - так воспитал его отец: "...Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.." Стародум - сдержанный человек. Он научился владеть собой и теперь ничего не делает по первому порыву: "...У меня правило: в первом движении ничего не начинать...""...О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству..." Стародум - человек с редкими качествами: "...Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут..." Стародум не терпит несправедливости: "...Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку..." Стародум - горячий, пылкий человек: "...Ласкаюсь, что горячность моя меня не обманывает..." "...Горячность не допустила меня тогда рассудить..." Стародум не гонится за чинами и богатствами. Он выше всего ценит душу, честь и принципы: "...Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы..." У Стародума есть единственная родственница - Софья. Ей он завещает свое состояние: "...Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни..." "...Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного..." Стародум - почтенный человек: "...Почтенный человек! (Милон о Стародуме) Стародум читает книги (в отличие, например, от Тараса Скотинина): "...Очки мои на столе, в книге..." Стародум любит честных людей: "...Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание..." Стародум - небезразличный человек. Его "трогают люди": "...Ты меня счастливее. Меня трогают люди..." (Стародум Скотинину) Стародум - великодушный человек. Он умеет прощать людям их ошибки, подлые поступки. Так например, он прощает Простаковой ее подлость: "...Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю..." По сюжету оказывается, что друг Стародума является дядей офицера Милона: "...Я не знаю Милона; но когда дядя его мой истинный друг.."
После выхода в свет в 1862 году романа Тургенева «Отцы и дети» появилось множество критических статей. Никто не мог простить писателю того, что дворяне изображены иронически, что Базаров все время издевается над ними и оказывается выше их. Критик Антонович назвал Базарова «асмодеем нашего времени». Но все эти факты говорят в пользу Тургенева. Он увидел появление нового типа людей, демократов-разночинцев. Главная проблема представлена Тургеневым в названии романа: «Отцы и дети». С одной стороны, это вечная проблема двух поколений, с другой – конфликт социально-политических сил, действующих в России в 60-е годы: либералов и демократов. Главные герои романа группируются в зависимости от ого, к какому лагерю их можно отнести. Но дело в том, что Евгений базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей». «Кто есть базаров?» спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат в ответ: «Нигилист». Взгляды нигилиста и Павла Петровича были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали неприязнь друг к другу. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Павел Петрович Кирсанов – сын боевого генерала. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки. Базаров – внук дьячка, сын уездного лекаря. Говорит он мужественным голосом, ясно и просто. Столкновение Базарова и Павла Петровича было неизбежным. «У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», - говорил Кирсанов. Базаров считал бесполезными их споры, но отклониться он не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, базаров говорит с «невыразимым спокойствием». В словах Павла Петровича чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет слова, подчеркивающие его воспитанность. Иностранные выражения раздражают Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов» Русскому человеку они не нужны». В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, здравый и ясный. Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ свято преданья, он патриархальный, он не может жить без веры. Но базаров пренебрежительно говорит о русских мужиках. Он выступает не против их самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством. Порой позиция Базарова, которая ко всему относится с критической точки зрения, отличается крайностью. Евгений насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей среды, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней – огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека («природа не храм, а мастерская»). Евгений Базаров очень одинокий человек. В Марьине он – гость, отличающийся от помещиков. В деревне своего отца в глазах крепостных он – барин. На деле, он далек от помещиков и от простых людей. В романе нет ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Прежде всего, это Аркадий. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что она невозможна без взаимопонимания. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия – Базарову. При этом он лучший из учеников Базарова. Другие его последователи изображены сатирически. Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая сильная натура. В спорах Павла Петровича и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Н, в целом, Базаров имеет преимущества. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно», – пишет Тургенев.