Калевала» – эпос прибалтийско-финских народов, состоящих из 50 рун (эпических песен). Как и Олонхо, в Калевала в основном легли народные сказания и мифы. В 1835 году впервые известный лингвист Элиас Лённрот собрал и опубликовал народные руны, исправив некоторые неточности и несовпадения. В «Калевале» нет основного сюжета, но руны тем не менее связаны между собой логически. В начале рассказывается о создании мира, главными героями здесь являются богатыри Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен, совершающие множество подвигов – от принцесс до сохранения мира. В «Калевале» есть место темной магии, шаманству и настоящим приключениям. В отличие от других эпосов «Калевала» отличается хорошим юмором, что редко можно встретить в народных творчествах. Стоит отметить еще один примечательный факт – история Турина Турамбара, персонаж «Детей Хурина» Дж. Р. Р. Толкина, целенаправленно строилась по мотивам сказаний о Куллерво, герое-мстителе из «Калевалы».
Евгений Баратынский принадлежал поэтам пушкинской поры, два
других поэта – Яков Полонский и Алексей Толстой – уже представители
послепушкинской поры. Одно бесспорно: в области поэзии все трое являются
продолжателями лучших литературных традиций. В то же время у каждого
из них своя судьба, свой неповторимый мир поэзии, свой выражения
чувств, мыслей, фантазий. Голос каждого из поэтов неподражаем,
неповторим, по-своему выразителен. Мир природы для этих трех поэтов –
источник вдохновения. «Следы прекрасного художник повсюду видит и –
творит...» Эти слова Якова Петровича Полонского очень точно
характеризуют и самого поэта, и его собратьев по перу Евгения
Баратынского и Алексея Толстого. Они настоящие художники слова.
Сегодня на уроке мы должны это увидеть, услышать и осознать