После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался.Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.
За два года до смерти Николай Алексеевич Заболоцкий создает произведения о невинно осужденных в советское время.
Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в этот момент 53 года, он много лет провел в лагерях по ложному обвинению. Когда освободился – убедился, что на его творчество наложен негласный запрет. Наконец, после разоблачения культа личности И. Сталина он получает возможность быть услышанным. Более того, осмеливается обратиться в своих стихах к лагерной теме. По жанру – гражданская лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, без деления на строфы. Рифмы открытые и закрытые, с чередованием женских и мужских. Лирический герой – рассказчик. Сам поэт пережил заключение в алтайских лагерях, но пишет он о Колыме, чье название стало нарицательным в свете этой темы. «Два несчастных русских старика» в краю вечной мерзлоты, осужденные, как тогда бывало, за антисоветскую агитацию, шпионаж, терроризм, бредут за розвальнями. Они согласились пойти в наряд за мукой, чтобы выбраться хоть ненадолго из атмосферы лагеря, обменяться мыслями и чувствами. Усталость, кажется, гнетет не только их тела, но и души. Не любовались они уж и природой, да и звезды не смотрели на них, пораженные творящимися на земле злодействами. «Смертные доделались дела»: не все долги советскому государству выплачены, но пришла пора прощаться. «Ни охрана, ни конвой» больше им не страшны. И мука больше им не нужна. Бушлаты тоже достанутся кому-то из еще живых. «Созвездья Магадана» сверкают над драмой, которую поэт временами возводит к вершинам эпоса. Несколько штрихов дополняют образы героев: вспоминая о родимых хатах. Похоже, не два профессора, а два крестьянина преодолевают вьюгу. «Не глядя друг на друга»: оба сдались, сказать им нечего. Образы природы, символы свободы: такими описывается небо и земля — свидетели смерти стариков. Метафоры рассыпаны по всему стихотворению. Гибельная дремота, словно сочувствуя, «обняла их», рыдая. Лексика нейтральная и вместе с тем возвышенная. Лагерные приметы органично вписаны в ткань стихотворения. «Дивная мистерия»: возможно, северное сияние. Эпитеты: мерзлого тумана, огонь проникновенный (это еще и инверсия), луженых глоток. Инверсия: шли они, посвистывала вьюга (это и олицетворение). Уменьшительный суффикс слова «пеньки» подчеркивает горечь поэта, будто вновь переживающего картины из Сам он вернулся, сперва даже неузнаваемый, надломленный. Но своей обязанностью считал говорить о том, что увидел и узнал.
Стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» Н. Заболоцкого — свидетельство очевидца лагеря.
«Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков… » 3.Черты характера 1) В повести Солоха показана отрицательным персонажем. Она появляется неожиданно «Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу. И вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле» . 2)Ведьма также, как и черт, может превращаться в кого угодно и делать невозможное для человека «Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, оставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу» 3)Автор поселил сказочных героев среди народа. Поэтому все происходящее кажется правдой. Солоха- ведьма. Она же мать главного героя повести Вакулы. В жизни она умела очаровывать самых степенных казаков. Она умела искусно обходиться с ними. «Ни одному из них и в ум не приходило. Что у него есть соперники» . 4)Она была хорошей хозяйкой: «…как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой» . «Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному» . Но приветливее всего она была с казаком Чубом, потому что «В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами… В огороде кроме маку, капусты, подсолнечников засевалось еще каждый год две нивы табаку. Все это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству. Заранее размышляя о том, какой оно примет порядок. Когда перейдет в ее руки… » 5)Ради своей выгоды была готова навредить даже своему сыну: «она прибегала к обыкновенному средству сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом» Благодаря своей находчивости (сметливости) , она сумела своих кавалеров посадить в мешки: «Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок …то-то я гляжу у нее полная хата мешков… теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека, я думал, что она только мне одному… Вот тебе и Солоха! » Вывод В образе Солохи Н. В. Гоголь показал людские пороки: жадность, обман, измену. Мы видим, что все плохое все равно обнаружится и тогда человек выглядит смешно и глупо.