Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.
Поэт говорит, что в голоде виноват существующий строй. Голод убивает людей.
Многие—в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу — бесплодным дебрям и гробу, то есть смерти. С антитезы выражается мысль о том, какой тяжёлый труд, какое напряжение всех сил требуется для создания, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри. Автор сочувствует народному страданию. Писатель создаёт фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.
Слова «божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог всё равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится. Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы к ним относились, как к братьям, уважали их труд. Некрасов обращается к Ване: «Это всё братья твои—мужики». Привычка к труду, народное терпенье и выносливость—качества, которые позволяют
верить в лучшее будущее народа.
Не видит созидательной силы в народе, из его уст вылетает злобная брань:
-Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать—разрушать мастера,
Варвары, дикое скопище пьяниц!..
Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до слушателей, что именно простой народ создаёт богатства, которыми гордятся поколения. Именно народ создаёт богатейшую культуру.
Несмотря на то, что стихотворение написано о оно нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться её исправить.
Говорят, что каждый человек в той или иной мере предчувствует свою смерть и внутренне готовится к переходу в иной мир. Кому-то для этого достаточно одного мгновения, у других же уходят годы на осознание собственных ошибок и их исправление. Поэты чувствуют приближение смерти особенно остро, так как духовность является важнейшее составляющей их жизни и творчества. Поэтому неудивительно, что практически у каждого автора есть стихи, которые затрагивают эту мрачную тему.
Александр Твардовский в этом отношении – не исключение, так как в 1967 году, за 4 года до кончины, он написал стихотворение «На дне моей жизни…». Поэт, отметивший свое 57-летие и по всем земным меркам считающийся отнюдь не старым человеком, всё же ощущает себя подошедшим к той заветной черте, после которой жизнь в физическом ее понимании завершается. И именно на этом этапе Твардовский признается, что ему хочется «посидеть на солнышке, на теплом пенушке».
Примеряя к себе роль старика, поэт видит в ней определенные преимущества. Ведь именно в этот период жизни у каждого есть возможность переосмыслить собственные поступки без помех, без спешки и без лишних эмоций. «Черту подведу стариковской палочкой», — отмечает поэт, и в этих строках кроется такое удивительное умиротворение, что смерть уже перестает казаться какой-то катастрофой и не вызывает страха. Конечно, неизвестность все же вызывает у поэта некоторое беспокойство, ведь о том, что будет потом, он может лишь догадываться. Тем не менее, Твардовский убежден, что после смерти жизнь не заканчивается, а лишь переходит в иную плоскость. Неслучайно ведь мудрые люди утверждают, что на земле они – всего лишь гости, а впереди их ждет вечность
Поэт не пытается дать ответ на вопрос о том, зачем человек приходит в этот мир. Видимо, у каждого из нас есть определенная миссия, после выполнения которой смысл в продолжении жизни теряется. Сам же Твардовский убежден, что он не сделал ничего выдающегося, но и не совершил поступки, за которые не сможет получить прощения. «Ничего, что по случаю я здесь побывал и отметился галочкой», — именно так поэт характеризует собственную жизнь. Он не стремится к оценке собственного творчества, оставляя эту привилегию другим. Ведь в вечности нет титулов и наград, почестей и званий. По-видимому, эта истина незадолго до смерти приоткрывается поэту, который начинает воспринимать смерть со спокойным любопытством и даже некоторым равнодушием, словно готовится ко встрече со старой подругой.