«Кому на Руси жить хорошо.»
Мне понравилась книжка под название «Кому на Руси жить хорошо.». Автор этой чудесной книги Николай Алексеевич Некрасов. История создания начинается в конце 1850 года. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу. Н.А. Некрасов писал долгие годы: история создания берёт начало в 1863-м году, а закончена поэма была только в 1876-м году, незадолго до смерти поэта. Таким образом, она относится к позднему периоду творчества Некрасова, который вложил в неё свой жизненный и творческий опыт. Сюжет произведения прост и понятен: семеро мужиков отправляются в странствие по стране, чтобы найти на просторах Родины человека, который доволен своей жизнью. Несмотря на то, что в произведении присутствуют сказочные мотивы, а по форме поэма напоминает русскую народную песню, она является реалистичным произведением, точно отражающим жизнь и проблемы русского народа. Некрасов назвал поэму "эпопеей народной жизни", а жанр обозначил как "эпическая поэма", которая разворачивает перед читателем целую галерею образов и даёт ответ на самый главный вопрос, который мучил автора на протяжении всей жизни: кому на Руси жить хорошо?
Оболт-Оболдуев
Барин Гаврила Афанасьевич уже внешне схож с образами помещиков всей Руси: круглый, усатый, пузатый, румяный. Автор использует в описание уменьшительные суффиксы с пренебрежительным ласкательным произношением – -еньк и другие. Но описание от этого не изменяется. Сигарочка, троечка, слащавость не вызывает умиления. Происходит резко противоположное отношение к персонажу. Хочется отвернуться, пройти мимо. Помещик не вызывает жалости. Барин пытается вести себя молодецки, но у него не выходит. Увидев на дороге странников, Гаврила Афанасьевич испугался. Крестьяне, получившие вольность, не отказывали себе в желании отомстить за многолетнее унижение. Он выхватывает пистолетик. Оружие в руках помещика становится игрушечным, ненастоящим.
Оболт-Оболдуев гордится происхождением, но у автора и оно вызывает сомнение. За что получил титул и власть: предок тешил царицу игрой с медведем. Другой прародитель был казнен за попытку сжечь столицу и ограбить казну. Помещик привык к комфорту. Он еще не привык к тому, что ему не прислуживают. Рассказывая о своем счастье, он просит у мужиков подушку для удобства, ковер для комфорта, рюмку хереса для настроения. Сплошной праздник помещика с множеством слуг остался в Псовые охоты, русские потехи радовали барский дух. Оболдуева радовала власть, которой он обладал. Нравилось бить мужиков. Яркие эпитеты подбирает Некрасов «ударам» Гаврилы Афанасьевича:
Искросыпительные;
Зубодробительные;
Скуловоротные.
Такие метафоры не сходятся с рассказами помещика. Он утверждал, что заботился о мужиках, любил их, угощал по праздникам. Жалко Оболдуеву кто будет миловать мужика, если бить нельзя. Связь между барствующим слоем и мужиком разорвалась. Помещик считает, что пострадали обе стороны, но чувствуется, нет его словам поддержки ни у странников, ни у автора. Хозяйство помещика приходит к упадку. Он не представляет, как вернуть ему прежнее состояние, потому что не может трудиться. Горько звучат слова Оболта:
«Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить...»