Использование Салтыковым-Щедриным эзопова языка - не только необходимость, вызванная цензурными соображениями. Эзопов язык (иносказание создать глубокий, обобщенный образ действительности, а значит, лучше понять саму жизнь. Полностью построено на иносказаниях его произведение "История одного города". Город Глупов - это условное, символическое изображение всей России, а глуповцы - сами россияне. События русской истории даны в сатирическом освещении, но всё же легко узнаются, к примеру, известная по летописям борьба славянских племен (полян, древлян, радимичей и др.) и их последующее объединение пародируются Салтыковым-Щедриным в изображении того, как головотяпы враждовали с соседскими племенами — лукоедами, лягушечниками, рукосуями. Сказка “Премудрый пескарь”, повествующая о дрожащей от страха за свою жизнь рыбке, разумеется, выходит за рамки “жизни животных”: пескарь — это символическое воплощение трусливого, эгоистичного обывателя, равнодушного ко всему, кроме себя. “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” также полна иносказаний. Мужик, вьющий по приказанию генералов веревочку, чтобы привязать себя, олицетворяет собой рабскую покорность народа. Генералы думают, что французские булки на дереве растут; эта сатирическая деталь иносказательно изображает, насколько далеки крупные чиновники от реальной жизни.
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба возможна только при соблюдении определенных «законов» , важнейшими из которых являются уважения прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязательность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и справедливая критика. Дружба - это больше, чем приятная компания или близость интересов. Дружба – глубокие, искренние отношения, включающие в себя целый комплекс эмоций. Для дружбы характерно глубокое взаимопонимание людей. Это означает возможность общаться друг с другом практически без слов, при жестов и мимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и интонации, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в разных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в тот или иной момент.
Это стихи поздней Ахматовой, которая от любовной лирики (здесь ей не было равных!), переходит к новой теме - теме родины, религии, профессии, народа, с которым она готова разделить все тяготы. В "Победе" нет пафосного патриотизма, нет клятвенных заверений в любви к родине. Есть иное, то, что важнее для поэта, вера в свой народ, который вершит историю своей страны, который обязательно победит. "Победа" написана весной 1945 года. Три части в стихотворении. Первая - о победе под Москвой "...И могучие Деды-Морозы с нами сомкнутым строем идут". Вторая о моряке, "Что плавал в набитых смертью морях...". Чувства никому неизвестного моряка схожи с чувствами, которые испытали другие люди и сама Ахматова, узнав о Победе: "Заплакал и шапку снял моряк". Ни победных возгласов, ни громких слов, просто заплакал и снял шапку в память о погибших. И третья часть - ПРАЗДНИК. Поэт призывает всех матерей поднять высоко детей, " от тысячи тысяч смертей". В стихотворении "Родная земля" тема родины звучит иначе. С первой строфы автор говорит об отнюдь не благоговейном отношении к родной земле. Стихи о ней не сочиняем, на груди в ладанках не носим, но и "предметом купли и продажи" не делаем. Эти строки очень созвучны эпиграфу "И в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас". Эпиграф взят из стихотворения Ахматовой "Не с теми я, кто бросил землю". В этом стихотворении связь с землей не на духовном уровне, а на физическом. Мы - часть земли и неизбежно уйдем в нее, "оттого и зовем так свободно - своею". Родная земля та, в которой корни наши.
Полностью построено на иносказаниях его произведение "История одного города". Город Глупов - это условное, символическое изображение всей России, а глуповцы - сами россияне. События русской истории даны в сатирическом освещении, но всё же легко узнаются, к примеру, известная по летописям борьба славянских племен (полян, древлян, радимичей и др.) и их последующее объединение пародируются Салтыковым-Щедриным в изображении того, как головотяпы враждовали с соседскими племенами — лукоедами, лягушечниками, рукосуями.
Сказка “Премудрый пескарь”, повествующая о дрожащей от страха за свою жизнь рыбке, разумеется, выходит за рамки “жизни животных”: пескарь — это символическое воплощение трусливого, эгоистичного обывателя, равнодушного ко всему, кроме себя.
“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” также полна иносказаний. Мужик, вьющий по приказанию генералов веревочку, чтобы привязать себя, олицетворяет собой рабскую покорность народа. Генералы думают, что французские булки на дереве растут; эта сатирическая деталь иносказательно изображает, насколько далеки крупные чиновники от реальной жизни.