вакула — молодой деревенский кузнец. кроме того, что он отличный мастер своего дела, он еще и знатный на всю округу художник. не зря «там еще тогда сотник л…ко вызывал его нарочно в полтаву выкрасить дощатый забор около его дома». вакулой были разрисованы все миски, которые имелись в деревне. а еще он рисовал картины на религиозные темы и образа святых. особенно людям полюбилась одна картина, нарисованная на церковной стене. на ней вакула изобразил святого петра в день страшного суда. святой, с ключами в руках, изгонял из ада злого духа, и «испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами…». именно за эту картину вакула попал в немилость к черту, который на протяжении всей повести пытается отомстить молодому кузнецу.
вакула любит оксану — самую красивую и, наверное, поэтому капризную девушку в диканьке. чего только не обещает он оксане! клянется любить ее всю жизнь так, «как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить». но оксана непреклонна. она соглашается выйти за вакулу замуж только после того, как он принесет ей царицыны башмачки. смелый вакула решается и на это. а в он выбирает самого черта.
в отсутствие вакулы оксана понимает, насколько дорог ей кузнец. ей не нужны даже царицыны башмачки. но смелый вакула уже достал их — и счастье молодых безгранично.
Он желает, что бы мы любили друг друга не просто и как случилось, но как он возлюбил нас.
Вместе с тем указывает нам путь, как нам соблюдать заповеди, именно чрез соблюдение одной заповеди - заповеди любви. Когда же говорит: любите друг друга и вы так же как Я возлюбил вас, то сим указывает меру совершения любви. Ибо нет больше сей любви, как если кто душу свою положит за друзей. Посему вы полагаете души друг за друга, как я умираю за вас. Итак не думайте, что Я ныне удаляюсь от вас по нерасположению к вам, напротив это делается по любви, и притом совершенной.
Заметь, сдесь не сказано слов ученики, и апостолы, Он как бы обращается этой фразой и к нам. Понятно что свою душу он отдал ради всего мира, а не только ради апостолов. И поступать точно так же - это право не только апостолов. У простого человека эта любовь далека от той совершенной, какая была у Христа. Но и у простого человека есть шанс поступать так же, как поступил Иисус Христос. Парнишка закрыв гранату грудью может в этот момент не вспомнит Христа, но о товарищах он подумает. И такое право умереть у военного встречается гораздо чаще чем на гражданке.