Древние греки были деятельным и энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир. Безграничная жажда познания пересиливала их страх перед неизвестной опасностью. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из разных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и о богах, которые им покровительствовали. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Почему же именно греческие мифы легли в основу общечеловеческой культуры и глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека? Художников, поэтов и скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология. Она возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.
Мцыри как романтический герой Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма Мцыри плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем старшим монахом. В поэме Исповедь (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы Мцыри (1840 год) , повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед Мцыри была написана поэма Беглец. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме Мцыри Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в Исповеди и поэме Беглец. В Мцыри поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в Исповеди (любовь героя-монаха к монахине) . Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но пламенную страсть сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими стены, трусливыми и жалкими стражи-монахи, сам он рабом и узником.
Федя- 14 лет. Самый старший. Был одет лучше других, из богатой семьи. Был стройный с красивыми чертами лица, белокурый. "Белоручка", деловито говорил, важничал. Павлуша- неказистая внешность. Смелый и решительный. Одареный, глядел умно и не отводил глаз, да и в голосе звучала сила. Одет был просто. Был спокойнее и храбрее всех. Костя - 10ти лет. Задумчивый, с печальным взглядом. Черноглазый, низкого роста. Очень суеверный. Подражая взрослым, часто говорил "братцы мои". Был трусишкой (испугался волков), но добрый и жалостливый. Одет был просто, как Павел. Илюша- 12ти лет. Был лучшим рассказчиком. Внешность непривлекательная: вытянутое, подслеповатое лицо. Верил во все необычное. Фантазер, слегка труслив. Ваня- самый младший, 7ми лет. Кудрявый, белокурый. Спокойный, внимательный, любознательный, непосредственный.
Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из разных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и о богах, которые им покровительствовали.
Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны.
Почему же именно греческие мифы легли в основу общечеловеческой культуры и глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека? Художников, поэтов и скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология. Она возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.