1. Сатане служит могущественный дьявол, которому дан облик
уличного бандита. Маргарита и подумала в этом роде:
"Совершенно разбойничья рожа!"
А рожа-то – маска…"
Этот дьявол в машкере производит все действия, связанные
со Мастера и его подруги от тюрьмы жизни:
приглашает Маргариту на бал, организует ее сложный
ритуальный полет, отправляет ее с бала домой; наконец,
он своими руками убивает обоих героев и доставляет их души
к своему господину.
Судьбу Мастера и Маргариты складывает дьявол-слуга,
носящий для данного случая "разбойничью рожу" и маскирующий
свои действия под хулиганские.
В конце романа можно увидеть, кем на самом деле
является Гелла. При свете луны видно, что внешность его
претерпела значительные изменения. Можно сказать кардинальные.
Лицо приобрело мертвенную бледность. Исчезло кривоглазие.
Куда-то пропал отвратительный клык. Глаза стали абсолютно
одинаковы угольного цвета и пустые. Глядя в них, кажется,
что проваливаешься в пропасть. Стальной блеск доспехов
освещал всадникам путь. Плащ на нем черного цвета, как у
Воланда, его хозяина и господина.
Он стал самим собой. Демоном-убийцей.
Тем, кем являлся на самом деле и что так тщательно скрывал
под маской.
2. Гелла выполняет роль убийцы, посланника дьявола.
В свите Воланда именно он делает всю "грязную" работу,
связанную с насилием.
Сам Гелла так характеризуют свою функцию в свите:
"...Надавать администратору по морде, или выставить дядю
из дому, или подстрелить кого‑нибудь, или какой‑нибудь еще
пустяк в этом роде, это моя прямая специальность..."
Именно этим и занимается персонаж на протяжении всего
повествования. Он перемещает Степу Лиходеева в Ялту,
выгоняет из Нехорошей квартиры Поплавского, занимается
убийством Барона Майгеля.
Кроме того, А. выполняет функции слуги и посыльного: жарит
мясо и угощает им Сокова, когда тот приходит к Воланду,
является в качестве медсестры к профессору Кузьмину,
заговаривает с Маргаритой в Александровском саду,
вручая ей чудесный крем. Он же встречает Маргариту на кладбище,
доставляет ее в квартиру № 50 дома № 302-бис по Садовой ул.
Он посещает Мастера и Маргариту, вернувшихся в арбатский
подвал, и от имени Воланда приглашает их на прогулку.
Герои умирают, выпив принесенного Гелла. вина,
и таким образом переходят в инобытие.
Он же поджигает подвал и вместе с мастером и Маргаритой
на черном коне мчится над городом: они летят "в черном хвосте
его плаща".
Во время последнего полета Гелла принимает свой
истинный дьявольский вид.
3. Вся шайка Воланда, в том числе и Гелла, защищают
добропорядочность, чистоту нравов.
Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и
порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают
уже состоявшихся грешников.
В наши дни маленький музей творений Амбруаза Флери - не более чем скромное развлечение для посещающих городок Клери туристов. Большинство посетителей отправляется туда, пообедав в 'Прелестном уголке', который единодушно воспевается во всех французских путеводителях как одна из главных достопримечательностей. Путеводители всё же упоминают о наличии музея, давая пометку: 'Рекомендуем посетить'. В пяти залах собрана большая часть работ моего дяди, переживших войну, оккупацию, освободительные бои - все тяжести и превратности судьбы, выпавшие на долю нашего народа.
Воздушные змеи всех стран рождены народной фантазией; это всегда придаёт им некоторую наивность. Воздушные змеи Амбруаза Флери не являются исключением из правила - даже на его последних творениях, созданных в старости, лежит этот отпечаток душевной свежести и чистоты. Музей не закрывает своих дверей, несмотря на слабый интерес публики и скромность получаемых от муниципалитета средств: он слишком связан с нашей историей. Но большую часть времени его залы пустуют, ибо мы переживаем эпоху, когда французам хочется скорее забыть чем вспоминать.
Лучшая фотография Амбруаза Флери висит у входа в музей. Он стоит в форме сельского почтальона - кепи, мундир, грубые башмаки, кожаная сумка на животе - между воздушным змеем в виде божьей коровки и змеем, изображающим Гамбетту[1], чьи голова и туловище образуют и корзину воздушного шара, на котором он совершил свой знаменитый перелёт во время осады Парижа. Существует и множество других фотографий человека, которого долго называли 'тронутым почтальоном из Клери', поскольку некоторые посетители мастерской в Ла-Мотт снимали его ради смеха. Мой дядя охотно соглашался сниматься. Он не боялся выглядеть смешным и не жаловался на прозвища 'тронутый почтальон' или 'тихий чудак', и если даже знал, что местные жители зовут его 'помешанный старик Флери', то, казалось, видел в этом скорее знак уважения, чем презрения. В тридцатые годы, когда известность дяди начала расти, хозяину 'Прелестного уголка' Марселену Дюпра пришло в голову напечатать почтовые открытки с изображением моего опекуна в форме среди его воздушных змеев с надписью: 'Клери. Знаменитый сельский почтальон Амбруаз Флери и его воздушные змеи'. К сожалению, все эти открытки черно-белые и не передают весёлой яркости воздушных змеев. Не передают они и добродушной улыбки старого нормандца, как бы подмигивающего небу.
М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.
Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и в любой ситуации.
Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.
М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям писателю в дальнейшем. Все, кто окружал Алешу Пешкова вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа.
Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа.. . и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.
Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался.
А ее героизм во время пожара. Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.
М. Горький школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.