Помню как в детстве читала захватывающий роман В. А. Каверина (Зильбера) "Два капитана". Последняя часть этого романа была опубликована в 1944 году и он сразу же удостоился Сталинской премии! По роману было несколько телевизионных экранизаций. Но на всю огромную тогда страну прогремел девиз: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!"
Сколько мальчишек устремлялись под влиянием прочитанного к морю, исследованиям и открытиям! Если даже я, сопливая тогда девченка, мечтала вместе со старшими братьями о том как мы, когда-нибудьах! )) И эти строки - "Бороться и искать, найти и не сдаваться!"
И только уже будучи студенткой истфака узнала, что девиз этот, строки эти придумал не Каверин , а Альфред Теннисон ( _en. Alfred Lord Tennyson ) - талантливейший английский поэт! Потомок самих Плантагенетов! Вот это стихотворение:
"Улисс"
Нет толку в том, чтобы, король без дела, У очага, затёртого средь скал, С женой-старухой, я бы раздавал Законы строгие средь этих дикарей, Что спят, едят, пасут, не ведая меня. Не стану отдыха искать от странствий; допью Жизнь до конца; все что со мною было - было полным, Страдал ли - сильно, радовался - сильно, один И с теми, кто меня любил; на берегу И в море, когда сквозь волны пенные Аид В нас ливнем метил; я превратился в имя; Скиталец вечный с жадною душой Я много видел, много мне знакомо; Людские грады, климаты, манеры, Советы, государства, да и сам я Почётом был отмечен среди них; Я выпил радость битвы средь друзей Далёко на равнинах звонких Трои. Я частью стал всего, что мне встречалось; Но встреча каждая - лишь арка; сквозь неё Просвечивает незнакомй путь, чей горизонт Отодвигается и тает в бесконечность. Как скучно было бы остановиться, Ржавея в ножнах не блестеть при деле! Как будто жизнь - в дыханьи! Жизнь за жизнью - Всё было б мало; мне ж и от одной Осталось уж немного; но час каждый от молчания векового Приносит новое; и было подло Почти три лета хоронить себя И серый дух, что так горит желаньем За знаньем следовать, как за звездой упавшей, Перешагнув пределы нашей мысли. А вот и сын мой, добрый Телемах, Кому оставлю скипетр и остров - Он, мной любимый, завершить стремится Работу эту, медленным терпеньем Смягчить людей суровых, постепенно К полезному труду их приручая. Он безупречно исполняет долг Общественный; могу я положиться На нежную заботу и почёт, Которыми богов он окружит Домашних, когда я уйду отсюда. Ему - своя работа, мне - моя. А вот и порт; раздуло судно парус; Лежат во мраке тёмные моря. Матросы, трудились вы и мыслили со мной, Вы с равной радостью приветствовали гром И солнце яркое, на встречу выставляя Свободные сердца - и вы и я стары; У старости остались честь и долг. Смерть скроет всё; но до конца успеем Мы подвиг благородный совершить, Людей, с богами бившихся, достойный. На скалах понемногу меркнет отблеск; день Уходит; медлительно ползёт луна; многоголосые Глубины стонут. В путь, друзья, Еще не поздно новый мир искать. Садитесь и отталкивайтесь смело От волн бушующих; цель - на закат И далее, туда, где тонут звёзды На западе, покуда не умру. Быть может, нас течения утопят; Быть может, доплывём до Островов Счастливых, где вновь встретим Ахиллеса. Уходит многое, но многое пребудет; Хоть нет у нас той силы, что играла В былые дни и небом и землею, Собой остались мы; сердца героев Изношенны годами и судьбой, Но воля непреклонно нас зовет Бороться и искать, найти и не сдаваться.
Александр Григорьев и Иван Львович Татаринов. Те самые два капитана. Говорят, что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций - Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов. Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-ИосифаБрусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб. И потому надгробная надпись на могиле Татаринова:
«Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.
Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Роберт Фалькон Скотт, Руал Амундсен - 16 декабря 1911 года, ровно за месяц до Скотта норвежец Амундсен достиг Южного полюса! Первым! А Скотт погиб при возвращении с Полюса... И на его могиле надгробная надпись: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («То strive, to seek, to find and not to yield»).
Они стремились, боролись, шли вперед, не отчаиваясь, кто нашел; кто недошел, но путь указал; кто опоздал, но стремился и не сдался! Патетика?! Нет! Жажда жизни, свершений, открытий, жажда, что так естественна человеку и так опасна!
Интересно, что биографы Теннисона ставят поэму "Улисс" лишь "в ряд поэм, что отдают дань неоклассицизму("Эдем", "Улисс", "Лукреций" и др.). Вот так вот!
А как эти строки звучали в когда-то огромной стране! Стали девизом для многих и многих!
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ это — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В обрядовых песнях— праздничных (особенно весенних) , семейных — лирика является одним из основных элементов. Также лирикой окрашены хороводные и игровые песни, наконец, плясовые. В чистом виде лирика представлена в песнях беседных, посиделочных, то есть исполняемых на вечерних собраниях деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном, но наряду с такими грустными, протяжными песнями, есть безудержные, бесшабашные дышащие беззаветным весельем. (Недаром Пушкин отметил в русских песнях контрастные настроения: «то разгулье удалое, то сердечная тоска») . С формальной стороны народная лирика выработала традиционную поэтику, придающую ей, несмотря на многочисленные вариации песен, устойчивость и характерность. Самым излюбленным приемом народной лирики является параллелизм душевного состояния с каким-либо внешним проявлением природы. Параллелизм этот выражается как в формах сравнения, так и в формах символики, при этом первоначальный смысл символов в настоящее время поющими нередко уже не сознается, а символические образы повторяются лишь по традиции. Характерны также для поэтики народной лирики обращения, воззвания к природе: животным, растениям, реке, ветру. Народная лирическая песня пользуется также традиционными эпитетами. История отдельных песен почти не изучена, в виду крайней трудности, проистекающей от обилия вариаций и всяческих изменений в песнях. В течение XVIII—XIX в. в. в народный обиход перешло не мало лирических произведений (стихотворений, романсов) из книжной или рукописной литературы. Огромную роль в популяризации таких произведений сыграли песенники. Целый ряд стихотворений Пушкина, Кольцова, Некрасова и мн. других поэтов распространились в народе, нередко подвергнувшись значительной переработке в духе традиционной поэтики. Широко популярным видом народной лирики являются частушки
Творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова приходится на период 30-х годов XIX века — очень сложное время в истории России. Оно связано с правлением императора Николая I, с его жестокими реакционными действиями. Период русской истории времен николаевской реакции можно по праву назвать трагическим и переломным. Это время было трагедией для миллионов людей, наложило свой отпечаток на судьбу целого поколения. Современники Лермонтова, еще молодые люди, уже ничего не хотели, ни к чему не стремились. Несмотря на свою образованность и просвещенность, они не были к активным действиям. Рано состарившись душевно, они уже не могут наслаждаться ни жизнью, ни поэзией, ни искусством. Люди без целей, без идеалов, без стремлений - вот каким видит свое поколение поэт. Поколение, у которого нет настоящего и будущего. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Мы видим, что суд в стихотворении “Дума”, посвященном этому поколению, беспощаден. Автор указывает на многие пороки своих современников. Любовь и ненависть - случайные чувства в их сердцах. Хуже того, они “к добру и злу постыдно равнодушны”, “перед опасностью позорно-малодушны и перед властию - презренные рабы”. Потомки великих отцов, они не смогли продолжить их начинаний, а впереди их ожидает справедливый приговор, когда их память “потомок оскорбит презрительным стихом”. Поэт не желает мириться с таким положением вещей. Ему нужен герой, но искать его среди сверстников было, по мнению Лермонтова, бессмысленно. И он обращается к истории, чтобы найти там примеры подлинной высоты духа, а также пытается искать их в среде, которой не коснулось тлетворное влияние света, цивилизации, — в среде кавказских горцев. Упрек “потерянному поколению” звучит в стихотворении “Бородино”. Поэт восхищается героическим поколения отцов, его самоотверженным подвигом, любовью к родине и выносит приговор своим современникам: “Богатыри— не вы!” Неторопливо, плавно рассказывая об одном из самых трагических событий русской истории, старый солдат вновь переживает все то, что было на поле боя. Его повествование убеждает нас в том, что битва при Бородино — момент наивысшей духовной мощи русского народа. Скупыми словами ветеран Отечественной войны описывает обстановку перед боем, подчеркивая несуетность, спокойную неторопливость братьев по оружию. Они знают, что завтра многих из них, возможно, не будет в живых, но готовы “постоять головою за Родину свою”, понимают необходимость решительной схватки с врагом: “досадно было, боя ждали”. Они не просят Бога сохранить им жизнь, а думают лишь о том, как одолеть врага, и в этом их мощь. Называя их “богатырями”, именно эту силу духа и стремился подчеркнуть Лермонтов. Впервые в русской литературе ход событий показан в стихотворении “Бородино” глазами простого участника битвы, нет общей панорамы битвы, придающей помпезность и бутафорность описанию, есть только то, что воспринимается одним человеком. Это показать всю силу трагедии войны, весь ужас происходящего (“смешались в кучу кони, люди”, “в дыму огонь блестел”). Реальность описываемого проявляется в просторечных выражениях. Сравнения упрощены, нет вычурности и изысканности (“французы двинулись, как тучи”, “знамена, как тени”). По мнению автора, такие люди, как герой стихотворения, и одержали победу над врагом, прежде всего, нравственную победу, память о которой живет в веках: Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Мысли Лермонтова о значении этой великой битвы оказались близки Л. Н. Толстому, признававшему, что “Бородино” было зерном его романа “Война и мир”. Другой пример духовной стойкости человека содержится в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, где автор описывает один из самых трагических периодов истории русского государства - правление Ивана Грозного. Изображенное в произведении историческое внутренне перекликается с политическими настроениями в обществе времен Николая I. Укрепление царской власти осуществлялось кровавыми методами. В душах людей жил постоянный страх, над страной нависла гнетущая атмосфера всеобщей расправы. При сходстве политической обстановки эпох Ивана IV и Николая I Лермонтов подчеркивал различное поведение людей. Современники в его глазах - “перед властию — презренные рабы”. В лице же главного героя “Песни...” - купца Калашникова - автор находит образец для подражания. Образ “удалого купца” — это образ цельного человека отстаивать свои принципы, выразителя народной морали, родовой чести и человеческого достоинства, героизма и смелости. Калашников мог бы все честно рассказать царю и избежать смерти, но честь
Последняя часть этого романа была опубликована в 1944 году и он сразу же удостоился Сталинской премии! По роману было несколько телевизионных экранизаций. Но на всю огромную тогда страну прогремел девиз: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!"
Сколько мальчишек устремлялись под влиянием прочитанного к морю, исследованиям и открытиям! Если даже я, сопливая тогда девченка, мечтала вместе со старшими братьями о том как мы, когда-нибудьах! )) И эти строки - "Бороться и искать, найти и не сдаваться!"
И только уже будучи студенткой истфака узнала, что девиз этот, строки эти придумал не Каверин , а Альфред Теннисон ( _en. Alfred Lord Tennyson ) - талантливейший английский поэт! Потомок самих Плантагенетов!
Вот это стихотворение:
"Улисс"
Нет толку в том, чтобы, король без дела,
У очага, затёртого средь скал,
С женой-старухой, я бы раздавал
Законы строгие средь этих дикарей,
Что спят, едят, пасут, не ведая меня.
Не стану отдыха искать от странствий; допью
Жизнь до конца; все что со мною было - было полным,
Страдал ли - сильно, радовался - сильно, один
И с теми, кто меня любил; на берегу
И в море, когда сквозь волны пенные Аид
В нас ливнем метил; я превратился в имя;
Скиталец вечный с жадною душой
Я много видел, много мне знакомо;
Людские грады, климаты, манеры,
Советы, государства, да и сам я
Почётом был отмечен среди них;
Я выпил радость битвы средь друзей
Далёко на равнинах звонких Трои.
Я частью стал всего, что мне встречалось;
Но встреча каждая - лишь арка; сквозь неё
Просвечивает незнакомй путь, чей горизонт
Отодвигается и тает в бесконечность.
Как скучно было бы остановиться,
Ржавея в ножнах не блестеть при деле!
Как будто жизнь - в дыханьи! Жизнь за жизнью -
Всё было б мало; мне ж и от одной
Осталось уж немного; но час каждый
от молчания векового
Приносит новое; и было подло
Почти три лета хоронить себя
И серый дух, что так горит желаньем
За знаньем следовать, как за звездой упавшей,
Перешагнув пределы нашей мысли.
А вот и сын мой, добрый Телемах,
Кому оставлю скипетр и остров -
Он, мной любимый, завершить стремится
Работу эту, медленным терпеньем
Смягчить людей суровых, постепенно
К полезному труду их приручая.
Он безупречно исполняет долг
Общественный; могу я положиться
На нежную заботу и почёт,
Которыми богов он окружит
Домашних, когда я уйду отсюда.
Ему - своя работа, мне - моя.
А вот и порт; раздуло судно парус;
Лежат во мраке тёмные моря.
Матросы, трудились вы и мыслили со мной,
Вы с равной радостью приветствовали гром
И солнце яркое, на встречу выставляя
Свободные сердца - и вы и я стары;
У старости остались честь и долг.
Смерть скроет всё; но до конца успеем
Мы подвиг благородный совершить,
Людей, с богами бившихся, достойный.
На скалах понемногу меркнет отблеск; день
Уходит; медлительно ползёт луна; многоголосые
Глубины стонут. В путь, друзья,
Еще не поздно новый мир искать.
Садитесь и отталкивайтесь смело
От волн бушующих; цель - на закат
И далее, туда, где тонут звёзды
На западе, покуда не умру.
Быть может, нас течения утопят;
Быть может, доплывём до Островов
Счастливых, где вновь встретим Ахиллеса.
Уходит многое, но многое пребудет;
Хоть нет у нас той силы, что играла
В былые дни и небом и землею,
Собой остались мы; сердца героев
Изношенны годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться.
Александр Григорьев и Иван Львович Татаринов. Те самые два капитана. Говорят, что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций - Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов.
Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-ИосифаБрусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб.
И потому надгробная надпись на могиле Татаринова:
«Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.
Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Роберт Фалькон Скотт, Руал Амундсен - 16 декабря 1911 года, ровно за месяц до Скотта норвежец Амундсен достиг Южного полюса! Первым! А Скотт погиб при возвращении с Полюса... И на его могиле надгробная надпись:
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («То strive, to seek, to find and not to yield»).
Они стремились, боролись, шли вперед, не отчаиваясь, кто нашел; кто недошел, но путь указал; кто опоздал, но стремился и не сдался! Патетика?! Нет! Жажда жизни, свершений, открытий, жажда, что так естественна человеку и так опасна!
Интересно, что биографы Теннисона ставят поэму "Улисс" лишь "в ряд поэм, что отдают дань неоклассицизму("Эдем", "Улисс", "Лукреций" и др.). Вот так вот!
А как эти строки звучали в когда-то огромной стране! Стали девизом для многих и многих!