Главная / Жанры песен русского фольклора / Обрядовые семейно-бытовые песни
Связь старинных обрядовых песен не только с трудовой деятельностью крестьянина-земледельца, но и со всеми важными событиями его семейной жизни, домашним бытом людей.
Группа семейно-бытовых песен (большинство из них обрядовые, но есть и необрядовые, например, колыбельные) .
Родинные (родильные) , крестинные (крестильные) песни. Колыбельные (байки) . Свадебная игра с её многочисленными обрядами и заклинаниями, которым приписывалось магическое значение. Основные этапы: сватовство (сватанье) , рукобитье (при благоприятном его исходе - запой, пропоины) , смотрины, предсвадебная неделя, обрядовая баня, девичник, утро свадебного дня, расплетение косы невесты, сборы свадебного поезда в доме жениха. Встреча поезда - обряд выкупа невесты, малое застолье, обряд венчания, свадебный пир (княжой стол) , активная роль свата на нём, второй день после пира, третий день.
Многочисленные и разнообразные песни, сопровождающие традиционную русскую свадьбу: плачи, причитания, горестные прощальные песни подруг невесты, величальные, поздравительные, хороводные, плясовые, а также песни о тяжкой доле русской женщины.
Изменение свадебных обычаев к концу XIX, началу XX веков и в более поздние периоды.
Плачи и причитания, связанные с похоронным обрядом, а также с обрядом проводов в рекруты. Их глубоко своеобразные черты.
Характерные особенности поэтического языка семейно-бытовых песен, отличающегося яркой красочностью, богатством, трогательной образностью символов.
Музыкальный язык песен, отличающийся особой эмоциональностью, выразительной напевностью мелодий, их широким развитием, разнообразием метро-ритмических черт.
Образцы песен:
"ЗВОНИЛИ ЗВОНЫ" Свадебная песня из сборника Н. А. Римского-Корсакова, записанная в Орловской губернии (отмечено, что она поётся на девичнике) . Мелодия её, в которой имитируется колокольный звон, основывается на выразительных бесполутоновых попевках в объёме квинты. Нисходящее движение заключительной фразы вносит ладовый контраст - мажорный сдвиг на б. 3 вниз. Для песни характерен живой и разнообразный ритм. Использована М. П. Мусоргским в опере "Борис Годунов. "
"НА МОРЕ УТУШКА" Свадебная песня, исполнявшаяся обычно на девичнике при уборе невесты к венцу. Характеризуется выразительной мелодической задушевностью и распевностью (октавный диапазон) . Используется сходное с предыдущей песней ладовое строение. П. И. Чайковский приводит эту песню в опере "Опричник. "
"ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦЕ" Торжественная величальная песня из сборника Н. А. Римского-Корсакова "Сто русских народных песен", исполнявшаяся на свадебном пиру. В основе распевная мелодия развитого диапазона (децима) с вариантным изложением фраз и чётким ритмом. Свободно разработана А. С. Даргомыжским в опере "Русалка" в сцене свадебного пира.
" ПРИДАНЫЕ, УДАЛЫЕ" Величальная песня, которую композитору сообщил М. П. Мусоргский. Исполнялась чаще наутро после свадьбы. Мелодия её широко развитая октавного диапазона с выразительными секстовыми ходами и переменным метром (6/4 - 5/4 - 6/4). Использована М. П. Мусоргским в опере "Хованщина. "
"ИЗ-ЗА ЛЕСУ, ЛЕСУ ТЁМНОГО" Свадебная песня Смоленской губернии чаще исполнявшаяся на девичник входит в сборник Н. А. Римского-Корсакова) , существующая во множественных вариантах. Мелодия песни широко напевная, в которой большое место занимают ангемитонные попевки, кольцевого строения каденций) . Вместо каденций в кульминационные моменты появляются новые попевки (внедряющиеся) , что и определяет выразительную распевность песни. Вариант её "Из-за гор, гор высоких использован М. П. Глинкой в скиронической увертюре-фантазии "Камаринская.
Чудо лошадь. Сто лет тому назад в Серебряных Прудах ( Это в Московской области) жила лошадка она подлетела к одной девочке которой пять лет и спросила - Девочка как тебя зовут? -Она ответила: Варя. А лошадь спросила: - Тебя покатать? - Девочка конечно ответила: да! И она рассказала о своей знакомой девочке которой восемь лет. И они полетели к ней девочку звали Арина. Она сказала: - Давай полетим к Демьянову Кириллу и Владу, а после заедем за глёгой, кока колой и фантой. -Лошадь сказала: давай!А Кирилл с Владом решили что хорошо бы всем вместе сыграть в Mincraft, и все согласились. ¨Классный был день!
В далекой стране стоял волшебный красивый дуб. У него было 7 разноцветных ветвей как цветов у радуги, потому дуб назывался Радужным. На каждой ветке стояли домики. В них жили смешные человечки – дубовята. На самой верхней ветке был Синий домик синего музыканта, каждое утро он будил жителей-дубовят игрой на своей синей трубе. На другой ветке в оранжевом домике жила оранжевая семейка – мама, папа и двое ребятишек. Еще был Красный мудрец. Все жители ходили к нему за советами, а ребятишки учились разным знаниям. Его домик был самым большим и конечно же Красным. Снизу жил Зеленый Силач. Он был защитником Радужного дуба. Еще были две сестры Желтая и Голубая. Они любили печь пироги и звать всех жителей на чай. В самом низу жил Фиолетовый лесник. Он ходил на поляну за ягодами и грибами, самой любимой едой дубовят. Однажды на уроке у Красного мудреца оранжевые ребятишки спросили, есть ли еще такие же волшебные деревья как у них. Они хотели завести новых друзей и вместе играть, но мудрец сказал, что раньше таких дубов было целый лес, но случилась Великая засуха и все дубы засохли, кроме их Дуба, стоящего рядом с рекой, а все жители разбрелись кто куда. Ребята расстроились, стали думать и гадать, как бы им жителей вернуть, чтобы стало веселее жить. Думали и придумали, они набрали желудей со своего Дуба. А утром, пока все спали, спустились с дуба на полянку. Ребятки побежали вдоль берега и в разных местах стали копать ямки и сажать желуди. Что тут началось. Дуб то был волшебным и желуди тоже были волшебными, не успели ребята оглянуться, как вокруг них стоял целый Радужный лес из дубов. Они вернулись домой, и легли спать, как будто никуда не ходили. Когда утром все проснулись и вышли то были удивлены, что они увидели, потерянные жители вернулись в свой лес, построили новые дома, а ребятки нашли новых друзей.
Главная / Жанры песен русского фольклора / Обрядовые семейно-бытовые песни
Связь старинных обрядовых песен не только с трудовой деятельностью крестьянина-земледельца, но и со всеми важными событиями его семейной жизни, домашним бытом людей.
Группа семейно-бытовых песен (большинство из них обрядовые, но есть и необрядовые, например, колыбельные) .
Родинные (родильные) , крестинные (крестильные) песни. Колыбельные (байки) . Свадебная игра с её многочисленными обрядами и заклинаниями, которым приписывалось магическое значение. Основные этапы: сватовство (сватанье) , рукобитье (при благоприятном его исходе - запой, пропоины) , смотрины, предсвадебная неделя, обрядовая баня, девичник, утро свадебного дня, расплетение косы невесты, сборы свадебного поезда в доме жениха. Встреча поезда - обряд выкупа невесты, малое застолье, обряд венчания, свадебный пир (княжой стол) , активная роль свата на нём, второй день после пира, третий день.
Многочисленные и разнообразные песни, сопровождающие традиционную русскую свадьбу: плачи, причитания, горестные прощальные песни подруг невесты, величальные, поздравительные, хороводные, плясовые, а также песни о тяжкой доле русской женщины.
Изменение свадебных обычаев к концу XIX, началу XX веков и в более поздние периоды.
Плачи и причитания, связанные с похоронным обрядом, а также с обрядом проводов в рекруты. Их глубоко своеобразные черты.
Характерные особенности поэтического языка семейно-бытовых песен, отличающегося яркой красочностью, богатством, трогательной образностью символов.
Музыкальный язык песен, отличающийся особой эмоциональностью, выразительной напевностью мелодий, их широким развитием, разнообразием метро-ритмических черт.
Образцы песен:
"ЗВОНИЛИ ЗВОНЫ"
Свадебная песня из сборника Н. А. Римского-Корсакова, записанная в Орловской губернии (отмечено, что она поётся на девичнике) . Мелодия её, в которой имитируется колокольный звон, основывается на выразительных бесполутоновых попевках в объёме квинты. Нисходящее движение заключительной фразы вносит ладовый контраст - мажорный сдвиг на б. 3 вниз. Для песни характерен живой и разнообразный ритм. Использована М. П. Мусоргским в опере "Борис Годунов. "
"НА МОРЕ УТУШКА"
Свадебная песня, исполнявшаяся обычно на девичнике при уборе невесты к венцу. Характеризуется выразительной мелодической задушевностью и распевностью (октавный диапазон) . Используется сходное с предыдущей песней ладовое строение. П. И. Чайковский приводит эту песню в опере "Опричник. "
"ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦЕ"
Торжественная величальная песня из сборника Н. А. Римского-Корсакова "Сто русских народных песен", исполнявшаяся на свадебном пиру. В основе распевная мелодия развитого диапазона (децима) с вариантным изложением фраз и чётким ритмом. Свободно разработана А. С. Даргомыжским в опере "Русалка" в сцене свадебного пира.
" ПРИДАНЫЕ, УДАЛЫЕ"
Величальная песня, которую композитору сообщил М. П. Мусоргский. Исполнялась чаще наутро после свадьбы. Мелодия её широко развитая октавного диапазона с выразительными секстовыми ходами и переменным метром (6/4 - 5/4 - 6/4). Использована М. П. Мусоргским в опере "Хованщина. "
"ИЗ-ЗА ЛЕСУ, ЛЕСУ ТЁМНОГО"
Свадебная песня Смоленской губернии чаще исполнявшаяся на девичник входит в сборник Н. А. Римского-Корсакова) , существующая во множественных вариантах. Мелодия песни широко напевная, в которой большое место занимают ангемитонные попевки, кольцевого строения каденций) . Вместо каденций в кульминационные моменты появляются новые попевки (внедряющиеся) , что и определяет выразительную распевность песни. Вариант её "Из-за гор, гор высоких использован М. П. Глинкой в скиронической увертюре-фантазии "Камаринская.