Мы не знаем точно, кто автор «слова о полку игореве». но когда я читаю это бессмертное творение патриота, то представляю скромную монашескую келью, скудно освещенную колеблющимся пламенем свечи. за столом — седовласый старец, склонившийся над рукописью. в моем представлении автор «слова» и пушкинский пимен-летописец словно родные братья. оба горячо любят отчизну, оба гордятся ратными подвигами и мирным трудом своих предков, оба хотят, чтобы наша славная не была забыта. читая «слово», мы как будто воочию видим древнюю русь: бескрайние степи, колосящиеся поля, многоводные реки; слышим воинственные призывы молодых князей и мирное «золотое слово» многоопытного святослава. сердце заставляет тревожно биться звон мечей, топот копыт, крики воинов. мы всей душой сочувствуем ярославне, разделяем с ней боль утраты и надеемся на чудо — возвращение из плена князя игоря. старина оживает в нашем воображении. киевская русь конца xii века — высокоразвитое, но уже ослабленное княжескими междоусобицами и набегами кочевых племен государство. власть великого князя киевского еще не исчезла полностью, но ее влияние на поведение и политику князей уже ослабло. трагедия киевского государства — в разъединенности, разобщенности князей, не думающих об общих интересах. так, в 1185 году храбрый молодой князь небольшого новгород-северского княжества игорь святославович решил добиться славы, в одиночку разгромив половцев. с небольшими силами, не посоветовавшись с киевским князем святославом, он отправляется в дальний поход на половцев, «замыслив» дойти до берегов черного моря и вернуть руси когда-то принадлежавшие ей земли у керченского пролива. читая «слово», мы видим, как князь игорь «вступает в золотое стремя и едет по чистому полю». ничто не может заставить его одуматься, даже солнечное затмение, предвещавшее, как тогда считали, трагедию. волнующая ночь перед боем, напряженное ожидание и вот туманным утром « перегородили великие поля своими красными щитами». они ринулись в битву, «ища себе чести, а князю — славы». одержана победа, но тревога, предчувствие будущего поражения не покидает нас. и вот начинается второй, решающий, бой. кажется, что враждебные ветры «земли незнаемой», как живые существа, «веют с моря стрелами» на воинов игоря. содрогнулась земля, замутились реки, прах лег на отвлекая нас от описываемых событий, автор вспоминает об отдаленных временах, когда только начинались братоубийственные распри и «от княжеских крамол сокращалась жизнь человеческая. тогда по земле редко перекликались пахари, но часто вороны каркали, деля между собою » рассказчик предвидит, что неудача игоря к еще более тяжким последствиям, к еще большему ослаблению руси. вот почему с таким сочувствием и пониманием вслушиваемся мы в «золотое слово» мудрого святослава киевского, который сумел на время пресечь междоусобицы и отогнал кочевников в глубь степей. поэт, называя слово святослава «золотым», подчеркивает, что в нем заключены особенно значительные, государственные мысли. автор «слова» вместе с князем киевским призывает всех князей объединиться, вместе выступить «за землю , за раны игоревы» и сообща разгромить врагов. и, словно в ответ на этот призыв, звучит рассказ о побеге игоря из плена, который воспринимается как начало перемен. из летописей известно, что игорь, вернувшись из плена, вначале заехал в новгород-северский, затем в чернигов и только потом отправился в киев к святославу. «слово» же, умалчивая об этом, оставляет впечатление, что князь прямо из плена устремился в киев, чтобы покаяться перед старшим из князей и заключить с ним союз против половцев. такое завершение событий в произведении, видимо, отвечает горячему желанию певца видеть русь объединенной под властью одного сильного князя и способной дать отпор любому врагу. вся поэма, посвященная прошлому, обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. звучат последние строки «слова», и, кажется, оживает темная монастырская келья, наполняется красками и звуками глубокой старины. бессмертное творение древ мыслителя-патриота приобщает нас к славному прошлому, учит гордиться героической своего народа. «минувшее», настоящее и будущее родины сплетаются в единую
Вместо я пиши мы. роман пушкина «евгений онегин» стал для меня своеобразным открытием. из этого произведения я почерпнул для себя много нового и интересного. главным героем романа в стихах является молодой дворянин евгений онегин. один из главных вопросов произведения, который автор ставит перед нами, – умеет ли онегин любить? об этом читатель размышляет на протяжении всего романа. мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к описанию воспитания и образа жизни героя. онегин с самых юных лет был частью высшего общества петербурга. все, чему мог там научиться герой, - это искусство лжи и лицемерия. высший свет петербурга совершенно непритязателен. в нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. глубже никто заглядывать не собирается. я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям. постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в этом обществе. естественно, онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной». но в этих отношениях нет ни капли искренности. евгений достаточно быстро разочаровался в жизни и своем окружении. он охладел ко всему вокруг, а через некоторое время он даже уехал в деревню. но лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь, потом герою вновь стало скучно. именно во время такого «душевного холода» евгений онегин и встретил татьяну ларину. молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. но сам герой был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей лишь отповедь. после нелепого убийства владимира ленского на дуэли евгений бежит из деревни. мы узнаем, что некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. в этот период евгений вновь встречается с татьяной. теперь она замужняя женщина, светская львица. увидев такие перемены, герой теперь сам влюбляется в татьяну. именно в этот момент мы понимаем, что онегин способен любить и страдать. ведь татьяна отказывает ему, она не может предать своего мужа. таким образом, изначально онегин – глубокая и интересная личность. но высшее общество «сослужило ему плохую службу». лишь отойдя от своего окружения, герой вновь «возвращается к себе» и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и искренне любить. роман «евгений онегин» заставил меня задуматься о важности быть личностью, свободной и независимой от мнения общества, окружения, других людей. а, кроме того, о значимости влияния окружения на человека, на его судьбу, на его мировоззрение. роман пушкина наполнен тонкими психологическими наблюдениями, глубокими размышлениями о человеческой жизни, ее смысле, целях. поэтому можно сказать, что я в романе оценил, прежде всего, его философскую сторону, общечеловеческую. но, в то же время, я узнал много нового о культурной и бытовой жизни дворян начала 19 века. в целом роман в стихах а.с. пушкина стал для меня открытием, произведением, которое я прочитал с большим удовольствием и польз
Даты написания: февраль, 1878. автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. грустные глаза человека и собаки так похожи. жизнь пролетела, скоро а сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. и все это канет в пустоту. страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, неизбежно придет конец. и в этой безнадежности человек ничем не отличается от собаки и любого живого существа. все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия. писатель к тому моменту был уже болен. тургенев подводил итог своей жизни. к концу жизни тургенев настолько был известен в европе, что критики называли его в ряду первых писателей века.