В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина.
Пушкин подчеркивает: «…смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые» . В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.
Бог даёт Самсону красавицу дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя, более того – Дуня своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек» , будучи сам «подавлен обстоятельствами» , далеко не равнодушен к власти над ближними.
Интересно отметить этимологию фамилии Выриных: «вырить» - значит приноравливаться, а также «вырь» - это омут, темный и гибельный водоворот. 1
Итак, в «Станционном смотрителе» Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - удел естественный и неизбежный; «маленькому человеку» открыто многое, но мало воспринято им; он стремиться к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя ещё большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается для него желанней жизни.
Судьба станционного смотрителя – типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего» , правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав своё слово о «маленьком» человеке.
Объяснение:
Эпизод встречи Маши Мироновой с императрицей относится к последней главе романа «Капитанская дочка». Глава называется «Суд».
В этом эпизоде есть только два действующих лица: Маша Миронова и дама, которая, как потом выясняется, является императрицей. Дама не рассказала, кто она на самом деле, и Маша поделилась с ней своим горем.
То, что Маша встретилась и поговорила с императрицей в столь непринуждённой обстановке, в саду, и то, что Маша не знала, кто на самом деле перед ней, сыграло огромную роль. Вероятно, если бы Мария разговаривала бы во дворце, она бы побоялась, занервничала и не смогла бы убедить императрицу в своей правоте. Даже разговаривая в саду, дама начала спорить с Машей о том, был ли на самом деле Гринёв союзником Пугачёва или нет. Но серьёзный настрой Маши, которая ни за что не хотела отступать от своей цели убедить императрицу оправдать Петра, все же сыграл свою роль.
Этот эпизод очень важен в повествовании. Неожиданный поворот в судьбе Маши, когда императрицей оказывается та самая дама, с которой она беседовала, играет большую роль. Маше не приходится рассказывать свою историю во дворце, в присутствии посторонних людей. Она рада, что всё просто и легко она уже изложила императрице, и та приняла верное решение. И, наконец, в финале романа Машу и её возлюбленного