Главы 21-28 «том сойер» кратко учитель доббинс перед каникулами все больше лютует, выискивая малейшие поводы для наказания. в головах учеников созревает план мести… накануне выпускного экзамена (он же — демонстрация всех талантов школы) маленькие шалуны сговорились с учеником живописца. у этого живописца учитель столовался и — что греха таить! — был пристрастен к алкогольным напиткам. когда доббинс, подвыпив, заснул, ученик сделал «эту шутку». на экзамене, во время утомительных выступлений, учитель задремал. и тут из чердачного люка на веревках спустили кошку. рот ее был завязан — чтобы не мяукала. кошка отчаянно извивалась, чтобы хоть во что-то вцепиться когтями. и наконец она вцепилась во что-то мягкое… это был парик учителя! кошку с париком тут же подняли наверх. и присутствующих открылась сияющая лысина доббинса. ученик живописца покрыл ее позолотой… все разошлись. начались каникулы. каникулы не принесли тому долгожданной радости: заезжий цирк — и последующие игры в цирк — фокусники, гадальщики, гипнотизеры… все это оставляло в душе ощущение пустоты. бекки на лето увезли родители в их родной городок константинополь. лето померкло для мальчика. а тут его еще надолго уложила в постель корь. он чуть не умер. когда том наконец почувствовал себя лучше и вышел из дому, выяснилось, что все его друзья — даже гек финн! — ударились в праведничество и цитируют евангелие. бедняга ощущает себя чуть ли не единственным грешником на земле. однако тому вскоре представился случай вновь показать себя героем. во время суда над мэффом поттером том рассказывает обо всем, что случилось на кладбище, и спасает несчастного от смертной казни. когда том дает показания, метис (индеец джо) удирает через окно. поттер оправдан! том наслаждается своей славой днем, а по ночам не может уснуть: индеец наверняка решил отомстить ему! постепенно тревога тома улеглась, и он находит себе новое развлечение: поиски клада. в компанию он приглашает гека финна. где они только не копали! наконец решили отправиться в заброшенный дом, известный как «дом с привидениями». забрались на чердак. и вдруг в дом вошли двое бродяг, явно с наклеенными усами и в париках. один из них был индеец джо! в «доме с привидениями» эти преступники прятали награбленное. но, копнув глубже полуразрушенный пол, бродяги обнаруживают сундучок с тысячами долларов, спрятанный кем-то раньше. золото! заподозрив, что кто-то прячется на чердаке, грабители забирают все богатства с собой, уговорившись спрятать их в «номере втором под крестом». мальчики себя: «зачем мы оставили на виду кирку и лопату со свежей землей? » именно эти улики подтолкнули грабителей к подозрениям и бегству. том и гек испуганы. однако они все-таки надеются отыскать сокровище. том даже пробирается в захудалую гостиницу — в тот номер, где остановился индеец джо. но никакого сундучка он там не находи
творчестве Пушкина в произведениях разных жанров возникает мотив стихии. Вода, огонь, метель — это природные стихии, которые в художественных образах писателя приобретают символическое значение. Стихия непредсказуема, непреодолима, может закружить в вихре событий, перепутать, перемешать и разбросать человеческие судьбы. Метель, как символический образ, возникает в творчестве Пушкина в поздний период, в тридцатые годы поэт пишет о метели и в стихах, и в прозе. Это повесть «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», стихотворение «Бесы», глава «Вожатый» в романе «Капитанская дочка».
В повести «Метель» природная стихия является основой сюжетной интриги, но не становится главной темой. В произведении два любовных романа, природная стихия находится в центре, разделяя или объединяя их. В самый кульминационный момент повести, побег Маши из родительского дома, появляется новое действующее лицо — Метель («Вдруг» «в одну минуту поднялся ветер», «небо слилось с землей»). С появлением метели заурядное течение любовной истории обрывается, судьба разлучила влюбленных, но одновременно соединила церковным таинством двух незнакомых людей.
«Бесы» написаны в очень сложный для духовной и творческой жизни автора период. В начале стихотворения путник уже во власти метели и предчувствует приближение пугающих событий:
Угроза гибели осознана, и дальше действие развивается более стремительно. Первое упоминание беса — просто присказка («В поле бес нас водит, видно»), но уже в следующей строчке этот образ имеет реальные очертания: «Посмотри: вон, вон играет. / Дует, плюет на меня». Метель не отступает: «Вьюга злится, вьюга скачет», и окружают ездока уже полчища бесов: «Вижу: духи собралися средь белеющих равнин». Рефреном проходящая строка «Мчатся тучи, вьются тучи» делит стихотворение на 3 части, меняя настроение каждой