Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был ещё дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трёх ещё сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошёл разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошёл. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошёл до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашёл в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонёк, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.
На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошёл ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошёл он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашёл котёл. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котёл, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котёл и кинулся бежать.
Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие а навстречу ей бочка ползёт: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в неё Оказалось, что это дед. Открыли дедов котёл, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнём, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».
В 1905 году свет увидел сборник «Фейные сказки», который Бальмонт адресовал своей четырехлетней дочке Нине. Этой книги никогда бы не случилось, если бы не счастливое детство самого поэта. У него был добрейшей души отец – рассудительный, спокойный, умный. Мать любила читать, пробовала заниматься литературным творчеством. Впоследствии Константин Николаевич признавался, что именно она открыла для него прекрасный мир словесности, музыки, языкознания, истории. Огромную роль в развитии будущего стихотворца сыграла великолепная природа Владимирской губернии. Неподалеку от родительского дома располагался парк, где обожал гулять маленький Бальмонт. Позднее среди своих лучших учителей в поэзии он называл усадьбу и тенистый сад, ручейки и маленькие болотные озера, бабочек и птиц, шелест листьев, зори. Неудивительно, что сборник «Фейные сказки» получился бесконечно обаятельным.
Книга включает в себя «Посвящение» и три части: «Фея», «Детские песенки» и «Былинки». В первом разделе читатели видят фейную страну глазами фантастических персонажей, во втором демонстрируется авторское восприятие идеального мира, в третьем сравниваются точки зрения ребенка и взрослого человека. Стихотворение «Бабочка» входит в цикл «Былинки». В нем даются воспоминания лирического героя. Он рассказывает о случае, который произошел с ним в пятилетнем возрасте. Казалось бы, совершенно незначительный эпизод – бабочка залетела в старинную усадьбу. Мальчик вернул ей свободу, выпустив в «сад пустынный». Это событие многие взрослые люди назвали бы вполне рядовым. У детей взгляд на реальность сильно отличается. Ребенок вырос, но давнее бабочки до сих пор осталось в его памяти. Более того – лирический герой считает освобождение насекомого едва ли не самым главным добрым делом в своей жизни.
В сборнике «Фейные сказки» Бальмонт представил на суд публики символическую модель идеального мира. Эта тема волновала многих зарубежных и русских писателей рубежа девятнадцатого — двадцатого столетия. Кроме того, поэт предложил новую трактовку образа Вечной Женственности, так популярного среди символистов. В его книге действует Фея – светлое женское начало. «Фейные сказки» – выдающееся произведение русской литературы Серебряного века. В сборнике синтезированы особенности различных культур, что выводит его за пределы лирики только для детей.