базаров, несомненно, самая яркая личность из всех представленных в романе «отцы и дети». к этому персонажу можно относиться по-разному. с одной стороны, им можно восхищаться, с другой стороны – возмущаться его принципами. но так или иначе, при вопросе, хочет ли кто-то быть на месте базарова, многие ответили отрицательно.
счастлив ли базаров? сложный вопрос. если задуматься, настоящего счастья у него нет. почему?
во-первых, базаров бесконечно одинок, даже если это не заметно при чтении с первого взгляда. идеи базарова мало кто разделяет по-настоящему. у него есть множество последователей, но, на примере ситникова и кукшиной, автор показывает, что их скорее можно назвать лже-последователями. как правило, это люди, которым все равно, за какой идеей следовать, они не углубляются в нее. есть и другая опасность этих людей: они иллюзию, что базаров не одинок и вокруг него много учеников, они скрывают горькую правду.
во-вторых, базаров в своей жизни совершает огромную ошибку. и в этом его жизненная трагедия. эта ошибка – в том, что он отрицает ценности, без которых немыслима жизнь, ценности, которые лежат в ее основе. он отрицает вещи, которые лежат в основе природы каждого человека, в том числе и в основе природы самого базарова. а если человек берется спорить с жизнью, он никогда не выйдет из этого спора победителем.
отрицая и принижая любовь (мужчины к женщине, родителей к детям и детей к родителям), отрекаясь от романтических чувств к женщине, базаров идет против своей собственной природы и поэтому становится несчастным. герой сумел выработать свою точку зрения, стать уважаемой и сильной личностью, выбиться из толпы, однако не в его силах отменить те законы, которые он отрицает.
базаров не мыслит себя без собственной теории, однако ей суждено рано или поздно быть разрушенной. что и случается, когда главный герой влюбляется в одинцову. насколько крепкой была его убежденность в собственных идеях, настолько тяжелым оказывается разочарование.
в итоге, базаров оказывается совсем одинок и в глубине души несчастен, так как он запрещает себе то, что приносит истинное счастье. его идеи, те, которым была посвящена жизнь, разрушены. таким образом, судьбу базарова можно назвать трагичной по двум причинам. во-первых, люди, которые мыслят иначе, чем большинство, всегда обречены на одиночество (явное или скрытое). во-вторых, люди, которые идут против законов природы, всегда обречены на несчастье.
Природа русского обряда: "Обряд" - слово русское и происходит от корня "ряд". Рядить или обряжать значило: обсудить, договориться о чем-либо, установить то или иное житейское правило, провести праздник.
В широком смысле слова - это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С обрядов определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались народные песни и танцы, художественные символы и орнаменты, народный эпос. Возникая на основе производственной деятельности, обряды являлись и средством общения, и средством выражения коллективных эмоций. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Разумеется "праздники" не в нынешнем их значении сплошного отдыха, а праздники как дни "страшные" или "страстные", посвященные богам, которые регулируют жизнь в природе и человеческом обществе.
Большинство славянских обрядов сложилось в доисторические времена. Жизнь племен и народов носила относительно демократический характер, эти племена не знали рабства, подневольного труда и долговой кабалы. Только с развитием частной собственности начался процесс разделения земель, т. е. процесс закрепощения, появились феодальные государства, нуждающиеся в новой религии. Такой религией стало христианство. Православные миссионеры все больше вторгались в жизнь народа, всячески его духовному закрепощению. Духовенство с княжеских дружин насильно загоняло людей в реки и крестило, превращая их единым взмахом меча и креста в рабов господ небесных и земных