сюжет романа, ориентированный на реальные события 1908-1909 гг. (разбойную деятельность «благородного» атамана а.и. савицкого и его отряда на территории черниговской, орловской, могилевской губерний), обогащается традицией — народнического, неославянофильского, романтико-байронического происхождения. предпринимаемые автором попытки толковать современные события сквозь призму мифов ставят перед исследователями проблему притяжения андреева-романиста к символистскому роману, разрешимую в свете культурно-семиотического подхода тартуской школы.
мы подходим к роману «сашка жегулев» с другим ключом — с тем, который открывает для нас специфику андреевского неомифологизма, связанную прежде всего с антимифологическим движением художественной мысли автора. в поле нашего исследования попали вызревающие в недрах все той же неклассической художественности зерна иного подхода к мифу — «критики мифа» (ин. анненский), обнаружившие в экзистенциально-экспрессионистском мироощущении андреева благодатную почву и проросшие в романное мышление серебряного века причудливыми ростками. предлагаемый здесь анализ текста имеет целью отчетливее представить превращение библейского мифа о крестном пути иисуса христа, осложненного национально-государственным и гражданским подтекстом и нацеленного в таком виде на актуальнейшие события современности, в свою религиозно- противоположность — антимиф о приходе ложного спасителя.
избранность саши, предвещающая его судьбу как святого мученика, обнаруживается уже в детские годы. это проявляется во внешности, характере, поведении: «тош, что называют ясным детством, кажется, совсем не было у саши погодина. хотя был он ребенком, как и все, но того особого чувства покоя, безгрешности и веселой бодрости, которое связано с началом жизни, не хранила его чувство тяжелой усталости и неведомых тревог лежало бременем уже на первых отроческих днях его». портрет саши, исполненный в лубочном стиле, содержит в себе экспрессионистские штрихи. « темные, иконописные — точно обведенные перегоревшим, но еще горячим, коричнево-черным пеплом» глаза саши предвещают его трагическую судьбу.
переезд матери героя елены петровны в тихий губернский город н. ради спасения детей от нарастающих сил зла приобретает в свете миссианско-апокалиптической темы мифопоэтическую окраску. ситуация вечного разрушения, угрожающего матери гибелью сына, образует устойчивое звено в архаическом сюжете: «ангел господень является во сне иосифу и говорит: встань, возьми младенца и матерь его, и беги в египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо ирод хочет искать младенца, чтобы погубить его» (ев. от благородные устремления елены петровны устроить жизнь на новом месте по законам «строжайшей чистоты» и красоты превращаются в нечто безрассудное. «но одного все же не предусмотрела умная елена петровна: что наступит загадочный день, и равнодушно отвернутся от красоты загадочные и нежное, чистое тело свое отдадут всечеловеческой грязи, преломление библейской темы сквозь призму сообщает художественному миру романа неославянофильскую тональность.
сакральная связь саши погодина с лесными братьями раскрывается во всей своей полноте в главе «рябинушка». центральным в этой главе становится образ души. автор-повествователь использует для его создания средства музыкальной инструментовки. через все повествование рефреном проходят строки из народной песни «ты, рябинушка, ты, », символизирующей судьбу революционной россии. атмосфера откровения и радостного приятия мира рождается из хорового исполнения лесными братьями песни под музыкальное сопровождение петруши.
однако развитие сюжетных событии обнаруживает конфликт библейского мифа с . жертвоприношение героя утрачивает свой сакральный смысл. духовная связь сашки жегулева с лесными братьями распадается. смерть петруши символична, гак как вместе с ним умирает поэзия народного бунтарства. отныне поэтический покров сорван с «благородного разбоя». в главе «васька плясать хочет» заявлена воля васьки щеголя, воплощающего самые темные стороны духа. приговор еремея гнедых, героя, в котором автор усмотрел благородную породу крестьянства, приводит сашу к «пробуждению» от богоизбранности. «подлизываешься, много денег награбил, много христианских душ загубил, злодей непрощенный? » обвинение саши в воровстве, присвоении общих денег, укор в бессовестливости священному деянию особую драматичность. ведь именно саша погодин призван разбудить мужицкую совесть и тем самым освободить народ от тяжести греха. к тому же зачинщиком ссоры жегулева с лесными братьями оказывается васька щеголь.
Ая сейчас попробую тебе накатать сочинение. главный герой повести л. н. толстого "детство" - умный мальчик николенька иртеньев, который постоянно страдает "сознанием своей глупости". николенька - некрасивый, взъерошенный мальчик, живущий сложной душевной жизнью. повесть начинается событием пустяковым: карл иваныч, убив хлопушкой муху над головой николеньки, разбудил его. но это событие сразу же приоткрывает внутреннее состояние десятилетнего мальчика: ему кажется, что учитель нарочно обижает его, он горько переживает эту несправедливость: "я меньше всех: оттого он меня и мучит". раздасованный неловкостью карла иваныча, николенька спросонья думает о нем: "противный человек! и халат, и шапочка, и кисточка - какие противные! " ласковые слова карла иваныча заставляют николеньку раскаяться, он уже не понимает, как за минуту перед тем "мог не любить карла иваныча и находить противным его халат, шапочку и кисточку". теперь все это кажется ему чрезвачайно милым. николенька плачет от досады на самого себя; "какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать! " его мучакт вопрос, как он мог, хотя и мысленно, обидеть карла иваныча. на участливые распросы учителя о причине слез мальчик не может ответить и выдумывает, что видел дурной он, "будто маман умерла и ее несут хоронить". и теперь уже мрачные мысли о выдуманном сне не покидют растроенного николеньу. в душе ребенка постоянно идет непрерывная, напряженная внутренняя работа. николенька понимает, почему в классной комнате карл иваныч строг, в его голосе нет выражения доброты, он совсем другой человек. здесь он наставник, учитель, и ему нужно подчиняться беспрекословно. но, когда мальчик наблюдает карла иваныча во время отдыха за чтением книги или просто сидящим в кресле с грустной улыбкой, сердце его сжимается от жалости: "бедный старик! нас много, мы играем, нам весело, а он - один-одинешенек, и никто-то его не приласкает, он сирота". николенька понимает, что ужасно оказаться в его положении. это только один день из жизни николеньки, а сколько еше событий в дальнейшем оставят след в доброй и чувствительной душе мальчика!
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”. Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
сюжет романа, ориентированный на реальные события 1908-1909 гг. (разбойную деятельность «благородного» атамана а.и. савицкого и его отряда на территории черниговской, орловской, могилевской губерний), обогащается традицией — народнического, неославянофильского, романтико-байронического происхождения. предпринимаемые автором попытки толковать современные события сквозь призму мифов ставят перед исследователями проблему притяжения андреева-романиста к символистскому роману, разрешимую в свете культурно-семиотического подхода тартуской школы.
мы подходим к роману «сашка жегулев» с другим ключом — с тем, который открывает для нас специфику андреевского неомифологизма, связанную прежде всего с антимифологическим движением художественной мысли автора. в поле нашего исследования попали вызревающие в недрах все той же неклассической художественности зерна иного подхода к мифу — «критики мифа» (ин. анненский), обнаружившие в экзистенциально-экспрессионистском мироощущении андреева благодатную почву и проросшие в романное мышление серебряного века причудливыми ростками. предлагаемый здесь анализ текста имеет целью отчетливее представить превращение библейского мифа о крестном пути иисуса христа, осложненного национально-государственным и гражданским подтекстом и нацеленного в таком виде на актуальнейшие события современности, в свою религиозно- противоположность — антимиф о приходе ложного спасителя.
избранность саши, предвещающая его судьбу как святого мученика, обнаруживается уже в детские годы. это проявляется во внешности, характере, поведении: «тош, что называют ясным детством, кажется, совсем не было у саши погодина. хотя был он ребенком, как и все, но того особого чувства покоя, безгрешности и веселой бодрости, которое связано с началом жизни, не хранила его чувство тяжелой усталости и неведомых тревог лежало бременем уже на первых отроческих днях его». портрет саши, исполненный в лубочном стиле, содержит в себе экспрессионистские штрихи. « темные, иконописные — точно обведенные перегоревшим, но еще горячим, коричнево-черным пеплом» глаза саши предвещают его трагическую судьбу.
переезд матери героя елены петровны в тихий губернский город н. ради спасения детей от нарастающих сил зла приобретает в свете миссианско-апокалиптической темы мифопоэтическую окраску. ситуация вечного разрушения, угрожающего матери гибелью сына, образует устойчивое звено в архаическом сюжете: «ангел господень является во сне иосифу и говорит: встань, возьми младенца и матерь его, и беги в египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо ирод хочет искать младенца, чтобы погубить его» (ев. от благородные устремления елены петровны устроить жизнь на новом месте по законам «строжайшей чистоты» и красоты превращаются в нечто безрассудное. «но одного все же не предусмотрела умная елена петровна: что наступит загадочный день, и равнодушно отвернутся от красоты загадочные и нежное, чистое тело свое отдадут всечеловеческой грязи, преломление библейской темы сквозь призму сообщает художественному миру романа неославянофильскую тональность.
сакральная связь саши погодина с лесными братьями раскрывается во всей своей полноте в главе «рябинушка». центральным в этой главе становится образ души. автор-повествователь использует для его создания средства музыкальной инструментовки. через все повествование рефреном проходят строки из народной песни «ты, рябинушка, ты, », символизирующей судьбу революционной россии. атмосфера откровения и радостного приятия мира рождается из хорового исполнения лесными братьями песни под музыкальное сопровождение петруши.
однако развитие сюжетных событии обнаруживает конфликт библейского мифа с . жертвоприношение героя утрачивает свой сакральный смысл. духовная связь сашки жегулева с лесными братьями распадается. смерть петруши символична, гак как вместе с ним умирает поэзия народного бунтарства. отныне поэтический покров сорван с «благородного разбоя». в главе «васька плясать хочет» заявлена воля васьки щеголя, воплощающего самые темные стороны духа. приговор еремея гнедых, героя, в котором автор усмотрел благородную породу крестьянства, приводит сашу к «пробуждению» от богоизбранности. «подлизываешься, много денег награбил, много христианских душ загубил, злодей непрощенный? » обвинение саши в воровстве, присвоении общих денег, укор в бессовестливости священному деянию особую драматичность. ведь именно саша погодин призван разбудить мужицкую совесть и тем самым освободить народ от тяжести греха. к тому же зачинщиком ссоры жегулева с лесными братьями оказывается васька щеголь.