В настоящем издании публикуются главные труды выдающегося русского этнографа, фольклориста и археолога Ивана Михайловича Снегирева (1793-1868). Впервые в России Снегирев собрал, прокомментировал и опубликовал огромный материал по русским пословицам и поговоркам. С большой полнотой и знанием дела описал народные праздники и обряды, привлек к изучению лубочные картинки. К народным пословицам Снегирев подходил как к отражению народного быта и народного мировоззрения. «Когда народ начинает наблюдать и размышлять, - писал Снегирев, - тогда у него появляются плоды его наблюдений и размышлений в кратких, резких и замысловатых изречениях, кои обращаются в пословицы». Эти пословицы «составляют мирской приговор, общее мнение, одно из тайных, но сильных, искони сродных человечеству средств к образованию и соединению умов и сердец». В пословицах, полагал Снегирев, выражаются моральные понятия народа, «правила нравственности и благоразумия». Народные праздники, - считал Снегирев, - один из главных устоев патриархального старинного быта. «Народные праздники, -писал он, -торжественно и радостно обнаруживая нравственные и религиозные чувствования, доставляют участникам в оных льготу и наслаждение. Нигде с такой народная, как в праздниках: нигде столько, как в них, не сближаются люди душою и сердцем».
Люди. Это небольшие и слабые существа по сравнению с нами. Они так мало живут, а дракону могут жить тысячелетиями! Но не смотря на всё это, у них такая интересная жизнь. За ними так забавно наблюдать, смотреть как они развиваются и создают свои собственные технологии. Жаль только то, что они и не догадываются, что мы рядом и наблюдаем за ними. Может когда нибудь нам, драконам и людям, удастся познакомиться поближе. А пока только наблюдать, эти существа должны расти. Вскоре люди сами догадаются что они не единственные разумные существа на этой планете.
Лиза — дворянка, но в ней нет аристократической спеси, как в Марье Кириловне Троекуровой. Она с удовольствием беседует с Настей, входит в дела и заботы деревенских девушек, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку и сарафан из синей китайки. Лиза — сирота. Мать не ей советом. Отец, наняв мисс Жаксон, считает, что он все сделал для ее воспитания. Мисс Жаксон в свою очередь не докучает ей своими наставлениями. Таким образом, жизнь ее, как речка, течет прихотливо и свободно, не загнанная в гранитные берега светских условностей. Она уездная барышня, но не повторяющая слепо моды столичных журналов.
Впервые в России Снегирев собрал, прокомментировал и опубликовал огромный материал по русским пословицам и поговоркам. С большой полнотой и знанием дела описал народные праздники и обряды, привлек к изучению лубочные картинки.
К народным пословицам Снегирев подходил как к отражению народного быта и народного мировоззрения. «Когда народ начинает наблюдать и размышлять, - писал Снегирев, - тогда у него появляются плоды его наблюдений и размышлений в кратких, резких и замысловатых изречениях, кои обращаются в пословицы». Эти пословицы «составляют мирской приговор, общее мнение, одно из тайных, но сильных, искони сродных человечеству средств к образованию и соединению умов и сердец». В пословицах, полагал Снегирев, выражаются моральные понятия народа, «правила нравственности и благоразумия».
Народные праздники, - считал Снегирев, - один из главных устоев патриархального старинного быта. «Народные праздники, -писал он, -торжественно и радостно обнаруживая нравственные и религиозные чувствования, доставляют участникам в оных льготу и наслаждение. Нигде с такой народная, как в праздниках: нигде столько, как в них, не сближаются люди душою и сердцем».