Поэт использует в своем стихотворении слова и сравнения, которы позволяют понаблюдать за красками осени и услышать звуки природы. Глаголы «улетают», «миновало» означают расставание, прощание, конца чего-то. Поэт передает состояния неподвижности, покоя природы в осеннюю пору. Неяркое, словно выцветшее небо сравнивается с сицевой занавеской (ситец – скромная ткань). И все же природа жива и автор олицетворяет лес с черно – бурою лисицей, а дождь с птицей. Это стихотворение можно сравнить с нежной, мелодичной музыкой. Не зря автор назвал своё произведение "осенная песня".
Лесков показывает, как изобретательность одного человека бедной беззащитной старушке. Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства - домика, в котором проживают. Фраза, встреченная в произведении, - "В России невозможности нет" , еще раз наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему: и злодейству, посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно благородному делу, которое исправит положение бедняги. Бедный чиновник, который решился старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нем не говорит, не приводит каких-либо подробностей, касающихся его жизни. Это просто хороший и порядочный человек несчастную старуху. Старому гению, которым в данном произведении выступает бедный чиновник, удается практически невозможное: он заставляет великосветского наглеца уплатить старушке весь долг. Старый чиновник вызывает неподдельное восхищение и уважение. И в старом гении-чиновнике удается разглядеть черты русского национального характера стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным.
И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность. Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое то могущественное родство или свойство». За этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как «гений Иван Иванович» в этом рассказе. Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность. В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.
Историческая повесть "Капитанская дочка " была написана в 1836 году. Повесть "Капитанская дочка" А. С. Пушкину приходилось при к цензурно-полицейским требованиям целым рядом сложнейших литературно-тактических перестроек и ухищрений. *** До издания Капитанской дочки А. С. Пушкин закончил написание книги "История Пугачева" в Болдино 2 ноября 1833 г. Царь Николай I разрешил напечатать книгу, сделал ряд замечаний и переименовал "Историю Пугачева" в "Историю Пугачевского бунта" Книга была издана при жизни А. С. Пушкина Пушкин А. С. История Пугачевского бунта. Ч. 1-2. Спб. , 1834. "История Пугачевского бунта" успеха у читателей не имела. Большая часть экземпляров издания осталась нераспроданной. Книга принесла А. С. Пушкину много неприятностей *** Роман не был дописан осенью 1835 года не только из-за отсутствия «сердечного спокойствия» . Неуспехом «Истории Пугачева» и отдельного издания «Повестей» , запрещением «Медного всадника» и решением вернуться к «Дубровскому» лишь после напечатания «Капитанской дочки» создавалось положение, при котором Пушкин не мог рисковать гибелью в цензуре своего романа (повести) о Пугачеве. Смотрите Гиллельсон М. И. , Мушина И. Б. : Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История создания А. С. Пушкин исходя из изложенных обстоятельств и назвал свою историческую повесть "Капитанской дочкой". Получается повесть о преданной и искренней любви. Дворянин Гринев отправляется в захваченную мятежниками крепость ради Марьи Ивановны, капитанской дочки, которая в свою очередь жизнь Петра Андреевича Гринева обратившись к Императрице. Представляете чем могло обернуться для А. С. Пушкина упоминание в названии имени Пугачева или если бы он назвал повесть "Записками Петра Андреевича Гринева", дворянина имевшим особые отношения с бунтовщиком Пугачевым...