базаров, несомненно, самая яркая личность из всех представленных в романе «отцы и дети». к этому персонажу можно относиться по-разному. с одной стороны, им можно восхищаться, с другой стороны – возмущаться его принципами. но так или иначе, при вопросе, хочет ли кто-то быть на месте базарова, многие ответили отрицательно.
счастлив ли базаров? сложный вопрос. если задуматься, настоящего счастья у него нет. почему?
во-первых, базаров бесконечно одинок, даже если это не заметно при чтении с первого взгляда. идеи базарова мало кто разделяет по-настоящему. у него есть множество последователей, но, на примере ситникова и кукшиной, автор показывает, что их скорее можно назвать лже-последователями. как правило, это люди, которым все равно, за какой идеей следовать, они не углубляются в нее. есть и другая опасность этих людей: они иллюзию, что базаров не одинок и вокруг него много учеников, они скрывают горькую правду.
во-вторых, базаров в своей жизни совершает огромную ошибку. и в этом его жизненная трагедия. эта ошибка – в том, что он отрицает ценности, без которых немыслима жизнь, ценности, которые лежат в ее основе. он отрицает вещи, которые лежат в основе природы каждого человека, в том числе и в основе природы самого базарова. а если человек берется спорить с жизнью, он никогда не выйдет из этого спора победителем.
отрицая и принижая любовь (мужчины к женщине, родителей к детям и детей к родителям), отрекаясь от романтических чувств к женщине, базаров идет против своей собственной природы и поэтому становится несчастным. герой сумел выработать свою точку зрения, стать уважаемой и сильной личностью, выбиться из толпы, однако не в его силах отменить те законы, которые он отрицает.
базаров не мыслит себя без собственной теории, однако ей суждено рано или поздно быть разрушенной. что и случается, когда главный герой влюбляется в одинцову. насколько крепкой была его убежденность в собственных идеях, настолько тяжелым оказывается разочарование.
в итоге, базаров оказывается совсем одинок и в глубине души несчастен, так как он запрещает себе то, что приносит истинное счастье. его идеи, те, которым была посвящена жизнь, разрушены. таким образом, судьбу базарова можно назвать трагичной по двум причинам. во-первых, люди, которые мыслят иначе, чем большинство, всегда обречены на одиночество (явное или скрытое). во-вторых, люди, которые идут против законов природы, всегда обречены на несчастье.
Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.