Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»
1. Повесть М. Горького «Детство».
2. Образ Алеши, главного героя повести. Автобиографичность образа.
3. Образ бабушки.
4. Цыганок.
5. Хорошее дело. Русский писатель, публицист и общественный деятель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) может быть назван одной из ключевых фигур в советской литературе. Повесть «Детство» была создана в период между двух революций: после неудавшейся революции 1905—1907 годов и до Октября. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными, на наш взгляд, образами в этом произведении являются образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела. Все они объединены одним: положительной окраской и теплым отношением к ним автора. Помимо прочего, эти герои повлияли на формирование характера Алеши. Алеша, разумеется, — в определенной мере прототип самого Горького в детстве. Хотя бы по этой причине образ Алеши нуждается в тщательном рассмотрении. Что он из себя представляет?
С Алешей на страницах повести мы встречаемся в драматический момент его жизни: умер отец, и мальчик не может понять, что происходит, почему мать, растрепанная, рыдает, отец спит и словно улыбается: «...лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный... доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами».
После смерти отца Алеша с матерью и бабушкой переезжает в Новгород, где живет семья матери. В доме деда Алеша столкнулся с темной жизнью «неумного племени»: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Жить в дедовском доме было нелегко. Дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и не слишком счастливым. Алеша с трудом находит с ним общий язык. Дядья бессмысленно жестоки. И только с бабушкой мальчику было легко. Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная», с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление. Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить... и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему». Бабушка — добрая и ласковая — всегда и посочувствует. «...Она певуче говорила:
— Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!
Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни». Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «...она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой...». И Алеша был согласен с такой точкой зрения.
Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь. Еще один важный человек в жизни героя — Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок — подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь. Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый». В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка». От бабушки Алеша узнал, что Цыганок — «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке».
Комедия Грибоедова «Горе от ума», во многом являясь новаторской, отличается от существовавших до нее классицистических комедий изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято в традиции классицизма, наделив своих героев как положительными, так и отрицательными чертами одновременно. Представляя публике на страницах пьесы конфликт консервативного уклада дворянской жизни с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, конфликт «века минувшего» с «веком нынешним», автор значительно расширяет систему образов комедии. Это ему сделать светское московское общество, изображенное в произведении, более ярким и запоминающимся. В развитии действия комедии важная роль отведена второстепенным персонажам. В связи с этим для осмысления пьесы необходимо обратить внимание на характеристику Лизы в комедии «Горе от ума».
В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что роль ее второстепенна. Это стало возможным благодаря тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще большее внимание.
Подробнее: http://all-biography.ru/books/griboedov/gore-ot-uma/liza-v-komedii-harakteristika#ixzz4NojpwMYV