Стихотворение представляет собой необыкновенно искренний лирический монолог. Его можно назвать красивой элегией, наполненной философскими размышлениями. В нём можно увидеть все характерные для творчества Сергея Есенина черты: откровенность, задушевность, эмоциональность, музыкальность.
Начинается стихотворение с пейзажной зарисовки. В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата.
Поэт использует приём художественного параллелизма: как рябиновый костёр не может никого согреть, так и отпылавшая, опустошённая душа лирического героя не может дать никому ни тепла, ни радости. Как «дерево роняет тихо листья», так и лирический герой «роняет грустные слова». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. У него есть повод для печали: «Не обгорят рябиновые кисти, / От желтизны не пропадёт трава», в природе будет обновление, и всё повторится сначала, а свою жизнь человек повторить не сможет. И читатель понимает, отчего эта боль и печаль — на самом деле и лирическому герою, и каждому из нас невыносимо жаль и «души сиреневую цветь», и «лет, растраченных напрасно».
«Василий Шибанов»
Эпитеты:
рабская верность
лихой злодей
дерзкий гонец
собачья измена
Метафоры:
«перо его местию дышит»
«послание, полное яду»
«звонит всей опрични кромешная тьма».
Сравнения:
«лиях кровь, аки воду» - лил кровь, как воду
«Князь Михайло Репнин»
Эпитеты:
разгульные опричники
бесовские дети
державное слово
строптивый раб
правдивый князь.
Метафоры:
«С вечерни льются вины на царские ковры»
«Рассыпь державным словом детей бесовских рать»
Сравнения:
«Да правит, как правил ими встарь»
Средства выразительности, используемые автором в обеих более точно понять условия жизни в той эпохе, раскрывают образы героев и позволяют читателю оценивать их и их поступки.
Объяснение:
В повести, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачёва, настоящим главным героем следует считать вождя крестьянской войны, хотя внешне таким героем выступает П. (Данный материал грамотно написать и по теме Образ и характер Пугачева в повести Капитанская дочка. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) А. Гринёв, от имени которого ведётся повествование. Но именно Пугачёв стоит в центре произведения, так как он определяет судьбу действующих лиц, с ним связаны все сюжетные линии.
В изображении Пугачёва Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в вожде восстания «изверга, вне законов природы рождённого, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают»,— как писал, например, историк Бро-невский в критике на «Историю Пугачёва» Пушкина.
Совершенно не таков Пугачёв в изображении Пушкина. Необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачёва, воплотившего в себе характерные черты русского народа — широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачёв кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачёве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты Белогорской крепости не желают сражаться против Пугачёва, переходят на его сторону; жители крепости встречают его хлебом-солью. Пушкин неоднократно показывает Пугачёва, окружённого народом; заслышав колокольчик тройки, народ выбегает его встречать.
Чтобы подчеркнуть близость Пугачёва к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор. Речь Пугачёва пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народные воззрения: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачёв любит народные песни. Желая дать понять Гринёву, как ему, Пугачёву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передаёт это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне.
Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Эти качества ясно выступают в его отношениях к Гринёву, Савельичу. Пугачёв вывел Гринёва, Савельича и ямщика к постоялому двору и выручил из беды. И как же щедро отплатил Пугачёв за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гринёву жизнь, защитил Машу от посягательств на неё Швабрина, ему обязаны Гринёв и Маша своим счастьем. Насколько человечнее, добрее, благороднее Пугачёв Екатерины II, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринёва. Правда, Екатерина II приказала освободить Гринёва, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачёвцем. Отпуская Машу Миронову, Екатерина II сказала ей: «Знаю, что вы не богаты, но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гринёва и Марьи Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду. Екатерина II, щедро раздававшая в награду своим любимцам имения, ничего не сделала для Маши Мироновой.
Пугачёв неграмотен, но умён и талантлив. Он обладает незаурядными полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачёв водворяет порядок и организованность. На военном совете у Пугачёва после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения. Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачёв милостив и добр. На всём протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачёва — с Мироновыми и Иваном Игнатьичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам. Не случайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивал Иван Кузьмич.
Образ Пугачёва раскрывается во взаимоотношениях его с Гринёвым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками. И везде ярко выступает превосходство Пугачёва, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.