Младшему сыну Поле всё Иван обходил Озираючись кругом И садиться под кустом Да краюшку уплетает . Вдруг о полном конь заржал Караульшик наш привстал Посмотрел под рукавицу Кобылица та была Вся как зимний снег бела грива в землю золота В мелки кольца завита
Характеристика Эраста.Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителемкоторого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Общественная жизнь и светскиеудовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал отом счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечнона лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» - крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».Чувственность – высшая ценность сентиментализма- толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картиначистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все своесостояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эрасттоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себяубийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкойочень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную насентиментальных романах.Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
Гроза — стихия, неукротимая и непреодолимая, божья кара на головы грешников. Бросить ей вызов — все равно что противиться самой судьбе. Таковы были представления людей об этом явлении природы до его научного объяснения. Все боялись грозы, а многие, несмотря на знание законов физики, боятся ее до сих пор — безотчетным, инстинктивным страхом перво бытного человека. Может быть, именно поэтому такое экстремальное природное явление и стало символом обреченности в драме А. Н. Островского «Гроза», признаком надвигающейся трагедии. «Гроза нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали» — думают темные, необразованные подданные «темного царства», жители маленького провинциального городка. Обреченность — вот лейтмотив драмы «Гроза». Для кого-то это понимание бесплодности усилий, как для Бориса, который уже не надеется получить свою часть наследства от дяди — купца Дикого. Для кого- то, как для Катерины, — ожидание смерти, скорой и неминуемой. Еще в первом действии она предупреждает Варвару: «Я умру скоро». Все, что происходит вокруг и в ее душе, указывает ей на это: «Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается». Катерина оказывается права, и не только в этом. «Быть греху какому- нибудь» — предупреждает она, и это тоже оказывается правдой. Боится ли Катерина скорой смерти? Несомненно; но также и стремится к ней. Для нее это единственный открытый путь, только этим путем можно бежать от той жизни, которую она ведет и которую начинает ненавидеть. Юность Катерины была светлой и счастливой. Вспоминая о ней, она говорит Варваре, единственному близкому ей в доме Кабановых человеку: «Какая я была резвая!» Рассказывает о том, как умела искренне молиться, радоваться жизни, получать удовольствие и от работы, и от прогулок по саду, и от рассказов странниц, — и, кажется, сама уже не совсем верит в реальность этих воспоминаний. Что же заменило это счастье теперь? Муж искренне любит ее; она же только пытается убедить себя в том, что он ей мил. Ей «жалко его очень», но ведь этого мало. «Коли жалко, так не любишь. Да и но за что, надо правду сказать» — говорит Варвара то, в чем сама Катерина боится себе признаться. Несмотря на любовь к жене, Тихон Кабанов даже не может заступиться за нее перед матерью, которая обижает ее, требуя в ответ любви и почтения. Свекровь не уважает сноху, для нее само понятие уважения и любви в семье заменяют старые правила до мостроя. Таково «темное царство» Катерины, и воспоминания о счастье еще больше усугубляют ее страдания. «Я у вас завяла совсем» — жалуется она Варваре. И неудивительно, что на ум ей приходит вопрос: «Почему люди не летают». Мечта о полете для нее — это мечта о побеге, как, возможно, и любовь к Борису, и предчувствие скорой гибели. Но почему же Варвара не чувствует ничего подобного? Она не понимает, зачем нужны крылья, не боится грозы, не пугается криков сумасшедшей старой барыни. Варвара жила с рождения в семье, которая для Катерины стала «темным царством»; для нее и отсут ствие любви, и незаслуженные обиды матери — нормальное явление. Как и многие другие (Кудряш, Тихон, Глаша), она при к этой жизни. Не об манщица по природе, она обману «выучилась, когда нужно стало».