В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший — Данило — умный, средний — Гаврило — «и так, и сяк», младший — Иван — дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле, с тем чтобы узнать, кто же это такой. Старший и средний братья, испугавшись холода и ненастья, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Когда же приходит черед младшего брата, он идет в поле и видит, как в полночь появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удается вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её, обещая родить ему трех коней: двух — красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего — конька «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» — Ивану нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем ником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трех обещанных коней. Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Вдвоем с Гаврилой они решают тайком от Ивана отвести их в столицу и там продать. Вечером того же дня Иван, придя, как обычно, в балаган, обнаруживает пропажу. Конек-Горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на Конька-Горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью; Иван соглашается на то, чтобы продать коней, и все
Особенность комедии - заблуждение чиновников, их борьба против призрака. Развитие действия достигает кульминации в III акте, где Хлестаков под впечатлением от удобств преподнесенных ему довел своим враньём итак перепуганного городничего до потери речи, Хлестаков в своих рассказах не обо всем врет, он просто передает грандиозные новости, происходящие в большом городе, от своего лица. И все верят, что он сам участник данных событий, т.к. боятся Ревизора. Хлестакова невозможно поймать на лжи, из ее непреднамеренности, и он, с легкостью выходя из затруднительного положения играет роль БОЛЬШОГО человека. Никто из слушателей не усомнился а рассказах Хлестакова, лишь сильнее верили в то, что перед ними значительная персона. Вот так силою страха перед законом обычный мальчишка превратился для чиновников в высокопоставленного чиновника.