В стихотворении "К морю" содержится романтический пафос - восхищение свободой. Море для Пушкина - символ свободы, символ безбрежной вольной стихии, родственной его духу. Образ моря, созданный Пушкиным, прекрасен и величественен. Море полно скрытой силы - оно подчиняется только своему закону ("своенравные порывы"), только своей прихоти. Оно может быть и ласковым и губительным, а шум его- "грустным", "призывным". Стихия не терпит никакого внешнего принуждения, и в этом ей сродни вольный дух человека. Ты всё-таки само стихотворение прочитай, чтобы хоть немного иметь представление о предмете и вообще, не помешает для общего развития.
Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над произведением. "Горе от ума" дает общую картину русской жизни эпохи после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир – «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового – главная социальная интрига пьесы. И.А. Гончаров писал, что в комедии "главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы картина нравов". Образ Чацкого – это образ "нового" человека, смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек с волевым характером, выражающий передовые идеи своего времени. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции "века минувшего". Незаурядный, остроумный, он, бесспорно, возвышается над этим обществом. Столкновение Чацкого с Фамусовым обществом было неизбежно. Оно принимает постепенно все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими. Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Фамусов выступает в роли воспитателя Чацкого. Сперва Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета – основные орудия борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось: его осудили, против него восстали, если новое поколение пока слабо в своей борьбе, то и старое бессильно остановить развитие просвещения и передовых идей.
Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выражение любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презрительным отвращением вспоминал уже испытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомментировал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» Пороки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отношения Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумножила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бесцеремонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доброго малого». Узнав о самоубийстве Лизы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувствительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенстве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым препятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет общественных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккордом.