повесть “Белый пароход”. Будучи киргизом по национальности, Ч. Айтматов тем не менее писал на русском языке, в своих произведениях затрагивая общечеловеческие, вечные проблемы, и, по моему мнению, его произведения интересны этим и достойны внимания читателей. Для всех произведений Ч. Айтматова, а для повести “Белый пароход” в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя. Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является "основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом, по-моему, повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов. Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Мальчик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился” и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника — Орозкула, хозяина кордона. И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь. Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переделать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми. И конечно, мальчик из “Белого парохода” не был исключением. У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери - оленихе человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери - оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края. Понятно, что эта легенда, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой и утешением. И тогда он создает свою легенду. Его сказка — это камни с вымышленными именами, среди которых есть и “вредные”, и “добрые”, а также “любимые”, “смелые” и “злые” растения. Но “любимых”, “добрых” и “смелых”, наверно, было больше. В этой сказке у мальчика есть и верные друзья — бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого (белого, а не черного!) парохода, где плавает матросом его отец. И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Этот мир представлен в повести целым рядом легенд и сказок, мечтами и снами ребенка. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его легенды — это единственное, что мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но эти миры должны были столкнуться, и, по-моему, это было неизбежно. Внутренний мир мальчика столкнулся с миром внешним, в котором зло противостояло добру. В самом реальном мире я бы подчеркнула наличие отдельной проблемы столкновения добра и зла, тем самым выделяя в повести две обособленные тематические линии: внутренний мир мальчика против внешнего мира и Момуна против Орозкула в самом внешнем мире. Противостояние добра и зла наблюдается и там и там, и в конце концов в обоих случаях побеждает зло, а добро умирает. Добро и зло — это два взаимоисключающих дела .
очень долго печатала думаю правильно))
ответ:
мысль произведения
6 декабрь 2017 ditim главная страница » статьи просмотров: 462
стихотворение н. некрасова «дедушка» посвящено декабристам, дворянским революционерам, боровшимся против крепостного права и самодержавия.
по приказу царя декабристов сослали в глухое село, на бесплодную землю, обрекая их на голод, медленную и мучительную смерть, а декабристы труду жили и продолжали отстаивать свои идеи. читая произведение, мы узнаем, как тяжела была жизнь крепостных, как жестоко помещики относились к крестьянам; крестьяне были бесправными, помещик обращался с ними, как со своей собственностью. мы видим всю тяжесть крепостного труда, убеждаемся в справедливости борьбы декабристов. в этом стихотворении немало сказано о роли труда:
чудо я, саша, видал:
горсточку сослали
в страшную глушь, за раскол,
волю да землю им дали;
год незаметно прошел —
едут туда комиссары.
глядь — уж деревня стоит.
риги, сараи, амбары!
в кузнице молот стучит…
так постепенно в полвека
вырос огромный посад —
воля и труд человека
дивные дивы
труду ссыльные имели жилище и питание, сохранили свое здоровье. труд у декабристов был средством борьбы с самодержавием.
дедушка дает саше советы: любить родину, родную природу, мужика-труженика; бороться с угнетателями; учиться всему полезному для человека; с юных лет готовиться к борьбе за счастье бедных; уметь наблюдать окружающую жизнь трудового народа, понимать ее, уважать трудового человека, ненавидеть жадность, тупость; дорожить честью, быть разумным и терпеливым в борьбе за лучшие идеалы; знать хорошо науки, особенно и , науки, познать свою родину. для характеристики образа саши нужно прочитать отдельные места из нескольких глав. саша — мальчик любознательный, настойчивый, послушный, выполняет советы дедушки.
в строках «мои и труд человека дивные дивы творят» можно увидеть подчеркивается влияние труда на развитие нравственных качеств характера и взглядов декабристов. дедушка преклоняется перед разумом, успокаивает крестьян, сообщая о близкой свободе. труд убеждал декабристов в правоте их борьбы. декабристы на своем опыте убедились, что труд, свободный от помещичьего гнета, приносит большую радость.
произведение учит тому, что молодое поколение должно учиться, уметь работать, любить труд в сельском хозяйстве, любить родину.
общее заключение о теме, идее и основной мысли поэмы н.а.некрасова «дедушка» можно сделать такое:
... и торжествующий Троекуров, взяв от него перо, подписал под решением суда совершенное свое удовольствие.
... Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце. Он грозно взглянул на Шабашкина, ища к чему привязаться, чтоб его выбранить, но не нашел достаточного к тому предлога, сказал ему сердито: «Пошел вон, не до тебя»
... А Кирила Петрович, оставшись наедине, стал расхаживать взад и вперед, насвистывая: «Гром победы раздавайся», что всегда означало в нем необыкновенное волнение мыслей ...
... Вскоре завидел он домик Андрея Гавриловича, и противуположные чувства наполнили душу его. Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние. Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа и въехал прямо на двор ...