1. Печорин как тип лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе "Герой нашего времени" он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится "лишним человеком". Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина "земной ненужностью" на этом свете.
2. Описание природы Кавказа
Характеристика места как функция пейзажа в романе
Описание картин природы как преддверие событий
Пейзаж как проявления душевного состояния героя
Человек и природа в романе
Мастерство писателя в изображении природы
3. Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Одним из этих открытий является образ «лишнего человека», «изобретенный» русскими писателями 19 века. Самыми известными «лишними людьми» в русской литературе стали Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Григорий Александрович Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В поэме нет отдельных героев. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель, а не народ — оборванные мужики, согнанные на строительство дороги голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик. Из этой толпы автор выделяет фигуру землекопа: «губы бескровные», «веки упавшие», «язвы на тощих руках». А рядом с ними — виновник народных бедствий — разжиревший «лабазник». Это самоуверенный, хитрый и наглый казнокрад. Образы в «Железной дороге» наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво — таким, каков он есть в действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс. В поэме изображен народ в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь не оскорбив этой жалостью. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт уверен, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную». Народу противостоит в поэме генерал, который в своем монологе пытается выступить в роли защитника эстетических ценностей, вспоминая Колизей, Ватикан, Аполлона Бельведерского. Однако перечисление произведений искусства и культуры в устах генерала сменяется ругательствами в адрес народа: «варвары», «дикое скопище пьяниц», что свидетельствует о его истинной культуре. Генерал воспринимает народ как разрушителя всего прекрасного, а не созидателя.
Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. Главными героями повести являются два офицера, служившие в Белогорской крепости. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что значит честь офицера, человеческое достоинство.
Петр Андреевич Гринев – молодой офицер, происходящий из знатного военного рода. Службу проходит в Белогорской крепости. Алексей Швабрин – не отличающийся примерным поведением солдат, переведенный из-за дуэли, на которой противник Швабрина был убит, в Белогорскую крепость.
Судьба столькнула Гринева и Швабрина в Белогорской крепости. Автор подчеркивает некую схожесть характеров молодых людей. Но что же тогда помешало им стать друзьями? По-моему, причина в воспитании. Петр Андреевич никогда не испытывал одиночества, ни в чем не нуждался, ему повезло с родителями. Швабрин же, напротив, с раннего возраста был лишен родительской ласки и заботы. Детство обеих героев имело огромное влияние на формирование их характера и совести. Гринев стал добрым, смелым, отзывчивым и надежным, а Алексей – лживым, циничным, жестоким. Эти качества своих персонажей Пушкин открывает читателям не сразу, а постепенно, побуждая нас анализировать каждый поступок молодых людей.
Кроме того, особую роль в мировосприятие героев внесла семья Мироновых. Дочь коменданта крепости Мария была предметом частых ссор и конфликтов между Швабриным и Гриневым. Мать считает ее «трусихой», а злобный Швабрин характеризует девушку как «совершенную дурочку». Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра, что и послужило поводом дуэли Швабрина и Гринева.
Когда Емельян Пугачев поднимает восстание, захватывает Белогорскую крепость казнит коменданта и его жену и назначает ее начальником Швабрина. Мария любит Петра Гринева , хочет стать его женой, но их счастью мешает один человек – Алексей Швабрин. Он пытается убить любовь Маши к Петру Андреевичу и насильно влюбить девушку в себя. Гринев любимую, рискуя собственной жизнью, в этом ему Пугачев.
Патриот Гринев является антиподом предателю и мерзавцу Швабрину. Я считаю, что Алексей Швабрин после перехода на сторону восставших, вообще недостоин офицерского звания.
Я поддерживаю отношение автора к главным героям. Противостояние Петра Андреевича Гринева и Алексея Швабрина – это противостояние верности и предательства, любви и ненависти. По-моему, Гринев – тот идеал офицера, которого не хватало русской армии в девятнадцатом веке. Петр выполнил завет отца: «Служи верно кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гонись; береги платье снову, а честь смолоду». Швабрин, мог быть таким человеком как Петр, но, наверное, тяжелая жизнь просто вынудила его стать таким, каким его изображает Пушкин.