Повесть Николая Лескова «Левша» вышла в свет в 1881 году. Она вошла в сборник произведений «Праведники» и носила полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Это произведение не случайно называется «сказом», та как происходящие в нем события перекликались с реальными событиями и характерами. Более того, в нем присутствует и авторская речь, что характерно для сказа. Главный герой произведения – тульский мастеровой-оружейник Левша, который смог «подковать блоху». Его образ вобрал в себя черты не только народного героя, но и целого народа. Не случайно автор писал его имя в тексте с маленькой буквы. Это указывало на простоту героя и связь с народом.
Внешне Левша также прост и не приметен: худощавый, косой, неказисто одетый, одна штанина в сапоге, другая болтается, имел родимое пятно на щеке, волосы местами были выдраны во время ученья. Будучи выходцем из Тулы, очень любил трудиться, имел «золотые руки» и недюжинную усидчивость. Не каждому хватило бы терпения подковать блоху, а ему удалось это за две недели. В его образе просматривается много комичного. С одной стороны он косой и левша, а с другой – мастеровитый оружейник. Особое внимание уделяется таланту Левши и его друзей. В повести можно заметить, что этих людей страна недооценила. Тогда как англичане готовы создать для Левши все условия, чтобы он только набирался знаний да опыта, в своей стране такого талантливого человека даже знать не хотят.
На самом деле, этот герой пожертвовал собой ради любви к родине, а у него по возвращении из Англии попросили документы, отобрали личные вещи и отправили туда, где людей «неведомого сословия» везут умирать. Так и вышло. Левша умер в Обухвинской больнице, потому что грузчики, перенося его на носилках, не удержали и уронили. Даже умирая, он думал о родине и хотел принести ей пользу. Левша просил доктора Мартын-Сольского передать государю, что англичане не чистят свои ружья кирпичом и так лучше. Однако Мартын-Сольского не выслушали, сказав, что на это в стране генералы есть, им и решать.
К сожалению, послание Левши до императора Николая Павловича так и не дошло. Ружья так и продолжали чистить кирпичом. В своем сказе автор подчеркнул, что, если бы государь все-таки послушал мастера, то исход Крымской войны мог бы быть иным. Левша так и умер никому не нужным и безызвестным, а сказ о его таланте и человечной душе дошел и до наших дней.
В рассказе Лидия Михайловна отнеслась к мальчику с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные к обучению и готова любыми им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы. Основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».
В своих произведениях П писал о вечных темах: о добре и зле, о смысле жизни, о предназначении человека в нашем мире. В этом отношении интересны его многие рассказы, которые несут важную смысловую нагрузку. Один из них – «Цветок на земле» , написанный в 1949 году. Сюжет прост и незатейлив: маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой, он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он …., а полученный в награду гребешок дарит дедушке. И сюжет, и композиция рассказа раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности. Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. П использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди. В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других П использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Таким образом основная идея заключена в образе цветка (Он… самый с труженик… жизнь…) . Устами дедушки Тита писатель доносит до нас правду жизни, предлагает простой с виду рецепт счастья, который, тем не менее, бывает не легко воплотить в жизнь. Далеко не каждый человек достичь гармонии с окружающим миром, но тот, кто сумеет это сделать, обретет истинное счастье. Маленький мальчик Афоня, усвоив дедушкины слова о самом главном на свете, по-своему начинает делать шаги к собственному счастью. Он говорит: «Ты не бойся… не бойся!» . Итак, мы видим, что П затрагивает в рассказах вечные проблемы человеческого счастья, смысла жизни, которые остаются актуальными и по сей день. И я надеюсь, что эти маленькие рассказы писателя, в том числе и «Ц н з» будут радовать людей, неся мир в их сердца и покой в души.
Повесть Николая Лескова «Левша» вышла в свет в 1881 году. Она вошла в сборник произведений «Праведники» и носила полное название «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Это произведение не случайно называется «сказом», та как происходящие в нем события перекликались с реальными событиями и характерами. Более того, в нем присутствует и авторская речь, что характерно для сказа. Главный герой произведения – тульский мастеровой-оружейник Левша, который смог «подковать блоху». Его образ вобрал в себя черты не только народного героя, но и целого народа. Не случайно автор писал его имя в тексте с маленькой буквы. Это указывало на простоту героя и связь с народом.
Внешне Левша также прост и не приметен: худощавый, косой, неказисто одетый, одна штанина в сапоге, другая болтается, имел родимое пятно на щеке, волосы местами были выдраны во время ученья. Будучи выходцем из Тулы, очень любил трудиться, имел «золотые руки» и недюжинную усидчивость. Не каждому хватило бы терпения подковать блоху, а ему удалось это за две недели. В его образе просматривается много комичного. С одной стороны он косой и левша, а с другой – мастеровитый оружейник. Особое внимание уделяется таланту Левши и его друзей. В повести можно заметить, что этих людей страна недооценила. Тогда как англичане готовы создать для Левши все условия, чтобы он только набирался знаний да опыта, в своей стране такого талантливого человека даже знать не хотят.
На самом деле, этот герой пожертвовал собой ради любви к родине, а у него по возвращении из Англии попросили документы, отобрали личные вещи и отправили туда, где людей «неведомого сословия» везут умирать. Так и вышло. Левша умер в Обухвинской больнице, потому что грузчики, перенося его на носилках, не удержали и уронили. Даже умирая, он думал о родине и хотел принести ей пользу. Левша просил доктора Мартын-Сольского передать государю, что англичане не чистят свои ружья кирпичом и так лучше. Однако Мартын-Сольского не выслушали, сказав, что на это в стране генералы есть, им и решать.
К сожалению, послание Левши до императора Николая Павловича так и не дошло. Ружья так и продолжали чистить кирпичом. В своем сказе автор подчеркнул, что, если бы государь все-таки послушал мастера, то исход Крымской войны мог бы быть иным. Левша так и умер никому не нужным и безызвестным, а сказ о его таланте и человечной душе дошел и до наших дней.