Роман «Герой нашего времени» написан поэтом и писателем М. Ю. Лермонтовым. «Разочарованная» композиция подчеркнуто, значима, смена рассказчиков не только постоянно открывает Печорина читателю, но и все больше оправдывает героя. Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными» контрабандистами и «водяным обществом», Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Все эти победы Печорина не приносят ему ни исторической чести, ни нравственного удовлетворения, более того, разрушают его, каждый раз усиливая одиночество героя. Печорин не только сеет зло вокруг себя, но все явственнее обнаруживает зло в мире. Уже история жизни Печорина, с которой мы знакомимся в первых двух частях романа, дает возможность понять, что читателю представлен герой с очень сложным и противоречивым характером. Один из героев романа Максим Максимыч обращает внимание читателя на исключительность, неординарность судьбы Печорина, относя его к людям, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Печорина нель¬зя предсказать или постигнуть. В нем много отрицательных черт: он жесток, эгоистичен, немилосерден к людям. Но при этом никого не судит, а дает возможность каждому открыть свою душу, проявить хорошие качества. Смелость Печорина, жажда неизведанного, воля, не ослабленная сомнением, отличают его от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть героем времени.
Это к мцири Рассмотрим два стихотворения с одинаковым заглавием: «Узник» Пушкина и Лермонтова. У них одна тема – стремление к свободе. (Напомним: тема – то, о чем говорится в произведении; в лирическом произведении говорится о переживании, вызванном какими-либо явлениями жизни. ) А идеи (обобщающая, эмоциональная, образная мысль, выраженная средствами языка) различны, ведь они определяются личностью автора и окружающей его действительностью, передаются посредством отбора и организации словесного материала. Обратите внимание на первую строку пушкинского «Узника» : «Сижу за решеткой в темнице сырой» . Существительные несут отрицательную эмоциональную окраску и передают тяжелое, мрачное состояние узника – лирического героя стихотворения. Однако дальше появляется движение: если в первой строфе всего два глагола, то во второй их девять, да и существительные – взглядом, криком — говорят о действии, все это придает тексту динамизм. Пушкин-романтик в 1820 году, в пору подъема общественного сознания, надежд, рожденных победой в Отечественной войне 1812 года, создал стихотворение «Узник» , воплотив в нем свою личную и народную веру в то, что мечта о свободе реальна, что человек может вырваться из темницы и что стремление к свободе для него естественно. И потому колорит этого произведения – светлый, песенный, фольклорный. лет, и другой поэт, М. Ю. Лермонтов, в 1832 году пишет стихотворение «Желанье» («Отворите мне темницу…») . Он восклицает: «Дайте раз на жизнь и волю, /Как на чуждую мне долю, / Посмотреть поближе мне» . Нельзя не почувствовать, что состояние этого узника безнадежно. Он мечтает потешиться «в буйном споре / С дикой прихотью пучин» и вместе с тем – о покое, о том, чтобы его усыпляло и пробуждало журчание фонтана. Свобода для поэта – неосуществимая мечта, соединение борьбы и покоя, что только и может дать ощущение полноты жизни. Как это похоже на то, что выражено в тогда же созданном «Парусе» и в более позднем стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» . А в 1837 году из начала «Желанья» выросло новое стихотворение. М. Ю. Лермонтова "Узник". Слова несут положительную эмоцию: сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня, красавицу, сладко. Правда, это в мечтах, а реальность – темница. И это показано средствами антитезы – излюбленного лермонтовского приема. Полнота чувств, красота и воля существуют, но не для узника: «Черноокая далеко, / В пышном тереме своем; / Добрый конь в зеленом поле… » А то, что окружает узника, представлено во второй и третьей строфах: окно тюрьмы высоко, дверь тяжелая с замком, стены голые, тускло светит луч лампады, звук шагов часового. Меняется эмоциональная окраска лексики: одинок, нет отрады, голые, тускло, умирающим. Слова, как и в пушкинском стихотворении, приобретают большую значимость: сиянье дня, черноглазую девицу, красавицу младую, черногривого коня, в степь, как ветер, улечу — все это символы свободы, полноты жизни, гармонии с миром. Но слова же говорят о безнадежности положения узника, о недостижимости свободы, хотя это стремление высоко и прекрасно. Отбор слов свидетельствует, что для обоих поэтов свобода – безусловная ценность, важнейшее благо. Но у Пушкина вначале показана тоска узника, а затем реализуемая мечта о свободе, и стихотворение заканчивается на радостной, высокой ноте. И читатель проникается верой поэта в возможность и необходимость свободы. Читатель проходит вместе с героем путь от неволи к свободе, от мрака к свету, и торжество свободы в финале вполне реально. А Лермонтов, воспевая свободу в начале стихотворения, к финалу охвачен чувством безнадежности. Вследствие такой организации словесного материала в его произведении свобода предстает как недостижимая мечта, которая сталкивается с мрачной реальностью. Но лирический герой живет этим стремлением, и страсть его такой силы, что у читателя тоже возникает жажда свободы, неприятие жизни в неволе. Сравнение нам понять художественный образ-переживание обоих произведений, чувства и мысли каждого поэта.
1. Во-первых, нужно отметить, что на протяжении всех эпизодов с участием Тарантьева и Обломова, первый всячески старается извлечь большую для выгоду при взаимодействии с Ильей Ильичом (например, просит дать ему денег, предметы одежды, которые он так и не возвращает и прочее). В третьей части ему удается окончательно провести Обломова вокруг пальца: Тарантьев дает Обломову на подпись некий документ о найме квартиры, при расторжении которого, как позже узнает Илья Ильич, необходимо выложить кругленькую сумму. Таким образом, Обломов еще больше увязает в топи, зовущейся Обломовщиной, так как расторгнуть договор он не из-за своего скромного финансового положения и вынужден бездействовать. 2. Также, на протяжении эпизодов со Штольцом и Обломовым, Андрей всячески пытался "встряхнуть" друга, вывести из состояния апатии, лени, и ему это почти удалось, однако тут вмешались обстоятельства. После вышеописанной махинации с бумагами Штольц приезжает к Обломову и разбирается со всеми его делами, возвращает Илье Ильичу все его состояние, совсем устраняя от дел Тарантьева и Ивана Матвеича. Однако избавить друга от лени и обломовщины он так и не смог.