Родился в семье протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Саратова Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—1861), происходившего из крепостных села Чернышева Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села дало ему и фамилию. До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского»[5].
Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»[5]; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
В эти годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия,— убеждённый революционер- демократ, социалист и материалист. Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха[6]. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.
В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку[7]. пойдёт такой
Н. С. Лесков — один из немногих русских писателей, посвятивший свое творчество раскрытию исключительной нравственной красоты человека. «Покажите мне у другого писателя такое обилие положительных русских типов?», — с гордостью произносил Лесков. И действительно, в произведениях Лескова выведена целая галерея персонажей-праведников. Это и квартальный Рыжов из рассказа «Однодум», и орловский мещанин Голован из рассказа «Несмертельный Голован». К праведникам, радеющим за землю русскую, можно отнести и героя одноименной сказки Лескова — Левшу. В центре повествования — обычный для сказки мотив состязания. Тульские мастера, учившиеся «по Псалтырю и Полусоннику», берутся за дело, доселе ими невиданное — подковать танцующую стальную блоху английской работы. И делают это на удивление зрителей «без мелкоскопов» и других сложных инструментов. Левша — мастер-искусник, подковавший блоху, является олицетворением всего талантливого русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать, ведь несмотря на смекалку, русские умельцы не получили самых простых технических знаний, которыми владеет любой английский мастер.
Левша бескорыстен и неподкупен. Он отказывается от выгодных предложений англичан, по достоинству оценивших талант русского мастерового, его душа рвется на родину, ведь он узнал важный «секрет», который нужно донести аж до самого государя.
Но как встречает родина одного из самых умелых своих мастеров? Если английского шкипера ждет теплая постель и услужливый доктор, то Левшу, не имеющего нужного «тугамента», — полицейский участок и побои, в результате которых народный умелец погибает. Но даже перед смертью не забывает он о пользе, которую может принести своей отчизне, раскрыв тщательно оберегаемый английский «секрет»: нельзя ружья изнутри кирпичом чистить! Действительно, в то время этот факт имел место. Делалось это для того, чтобы стволы внутри были блестящие, не учитывая того, что при этом стиралась нарезка, влияющая на качество стрельбы. И это ли не суть нашей жизни — для внешнего лоска уничтожить то, что действительно нужно и важно. Из-за формальности — отсутствия документа погиб один из талантливейших мастеров России, как гибли тысячи непризнанных родным отечеством простых мужиков — умельцев своего дела. А истинную суть русского мастерового заметил лишь англичанин: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина». Образ Левши показан писателем как собирательный образ всего русского народа. Лесков стремится открыть нам, что духовная ценность человека заключается в его связи с родной землей, национальными традициями, природой отчего края, то есть всего того, что зовется Родиной.
Необычность начала рассказа "После бала" в его построении: рассказ в рассказе. Такой литературный прием носит название обрамление. ОБРАМЛЕНИЕ — вид композиции лит-ого произведения, при к-ром одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путем включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку. В сущности в понятии О. по формальному признаку объединено несколько весьма различных по своей художественной значимости явлений. В так наз. цикловом О. налицо более или менее механическое соединение ряда самостоятельных повествовательных единиц, введение к-рых обычно мотивируется беседой или спором действующих лиц обрамляющей повести или ссылками автора рамки на те или иные случаи
Родился в семье протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Саратова Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—1861), происходившего из крепостных села Чернышева Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села дало ему и фамилию. До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского»[5].
Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»[5]; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
В эти годы и сформировался тот Чернышевский, которого скоро узнает вся Россия,— убеждённый революционер- демократ, социалист и материалист. Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием античного, а также французского и английского материализма XVII—XVIII веков, трудов естествоиспытателей — Ньютона, Лапласа, Лаланда и других идей социалистов-утопистов, классиков политэкономии, диалектики Гегеля и в особенности антропологического материализма Фейербаха[6]. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.
В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку[7]. пойдёт такой