В рассказе Л. Н. Толстого "После бала" раскрыта жизнь и нравы провинциального дворянского общества: основной идейный смысл рассказа - разоблачение фальши, пустоты и бесчеловечной жестокости этого общества, скрытых под маской добродушия. Произведение начинается воспоминаниями героя о памятных днях его юности - и завершается таким же небольшим заключением, где мы узнаем об отношении Ивана Васильевича к рассказанному. В картинах бала и особенно в изображении истязания солдата раскрывается тема и основной идейный смысл рассказа. Мы отметим две части рассказа: бал и после бала. Обе части связаны тем, что в них изображаются одни и те же действующие лица. Иван Васильевич и полковник. Это связь по контрасту изображенного. \веселой картине бала противопосталена кровавая расправа с татарином. Добродушный полковник оказывается жестоким человеком.
Тяжело быть крестьянской лошадью, скажу я вам. С утра уже работаешь, и так целый день, до вечера. Даже в воскресенье, день отдыха, который дал Бог, я работаю. Везу своих хозяев в церковь. Нам, лошадям, не позавидуешь. Конечно, все тобой любуются, гладят тебя, дают корм. А как работать, так пахать на мне по полной. Весной нужно вспахивать поле, осенью нужно обрабатывать его. Конечно, человеку тоже нелегко, но основная тяжесть вся на мне. Сено перевезти - на мне, детей отвезти к речке - тоже не мне. Все на мне. А еще дорогие с ухабами, с ямами. Особенно сложно бывает, когда дожди. Но есть и хорошие моменты. Хозяин очень любит меня. Говорит, что я - его кормилица. Когда отдыхаем с ним в обеднюю пору, он гладит меня, говорит хорошие слова. Приятно мне это. Вот скажу я вам, есть соседка у меня, кобыла. Так ей похуже моего. Хозяин вечно кричит на нее, недоволен чем-то постоянно. Да и работает она от криков плохо. Вот ей похуже, чем мне. Наверное, от хозяина зависит, как лошадь будет работать.
Вспоминаются мне лошади и из других произведений. Например, "Холстомер" Толстого, "Изумруд" Куприна, "Внук Тальони" Ширяева, "Самый красивый конь" Алмазова, "Прощай, Гульсары!" Айтматова. У всех них была своя судьба, лошадиная.
Вопрос даже не в том ,прав Кутейкин или нет ? Конечно ,называть человека скотом - неприлично .Но он поступает очень остроумно .Понимая ,что Митрофан - балбес и ничего не смыслит в грамматике и старославянском ,бывший семинарист диктует ему цитату .которую Недоросль усердно пишет . На самом же деле эти слова очень наглядно характеризуют семейку Скотининых - Простаковых Они невежественны ,корыстны ,жестоки,безнравственны ,ленивы ,неблагодарны ,нечестны , легко готовы нарушить закон ,они омерзительны! .Скоты такими даже не бывают . Так что по - любому Кутейкин неправ .Они хуже скотов .