Летом 1898 года Александр Блок открыл для себя целую вселенную по имени Любовь Менделеева. Эта юная особа настолько поглотила все мысли 18-летнего студента, что он напрочь забыл не только о своем блестящем поступлении в университет, но и об увлечении театром, и даже о том, что его истинное призвание – писать стихи. К творчеству Блок вернулся чуть позже, когда летние каникулы завершились, и его семья вернулась в Петербург. Он покидал имение Шахматово с тяжелым сердцем, ведь получил от своей избранницы отказ. Причем, Любовь Менделеева подняла романтичного ухажера на смех, после чего Блок словно бы вернулся на землю и осознал, что далеко не все в мире развивается по тому сценарию, который создает в своем воображении человек.
До работы над циклом стихов о Прекрасной Даме, которые будут посвящены Любови Менделеевой, остается еще несколько лет. Однако это совсем не означает, что Блок не думает о своей избраннице. Однако поэту предстоит пройти все стадии душевных терзаний, начиная от боли и заканчивая тихой грустью. Именно в первые месяцы разлуки, наполненные страданиями, ревностью и обидами, Блок создает стихотворение «Без веры в бога, без участья…», которое впоследствии войдет в сборник Ante Lucem.
«Какая боль, какая мука, мне в сердце бросили огня!», — признается поэт и молит виновницу всех своих бед вернуть ему душевное спокойствие. Однако он понимает, что роковые слова прощания уже прозвучали, и этот факт невозможно стереть из памяти. Однако исправить ситуацию той, которая принесла молодому человеку столько горя и разочарований, все же можно. При условии, что Любовь Менделеева изменит свое отношение к Александру Блоку, которого считает франтом и пустозвоном. Обращаясь к ней, поэт просит: «Подай руку от пламени меня!».
Понимая, что подобное никогда не произойдет, Блок резко меняет свое мнение относительно того, что с ним происходит. Этот переломный момент является очень важным не только в жизни, но и в творчестве поэта, которые начинает осознавать, что именно чувства являются главной движущей силой любого человека. Если душа пуста, ей неизвестны боль и горечь страданий, то индивидууму никогда не удастся в полной мере познать всю радость любви. Поэтому поэт вновь просит свою избранницу, но уже совсем о другом: «О, растравляй живую рану, но только слез мне не давай». Блок мечтает о том, чтобы «вечный жар любви нести в страданье бесконечном», понимая, что эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Страдания очищают, облагораживают любовь, делают ее более возвышенной и романтичной, о чем так мечтает юный поэт.
По вечерам над ресторанами
Горячий(эпитет) воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.(эпитеты. И эти две строки являются ещё олицетворением)
Вдали над пылью переулочной,(эпитеты - все выделенные в строфе слова)
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.(олицетворение)
И каждый вечер друг единственный (эта и строчка первая указанной ниже строфы- анафора)
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной(три эпитета)
Как я, смирен и оглушен.(сравнение)
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,(эпитет)
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный(анафора)
(Иль это только снится мне?),(риторический вопрос)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.(эпитеты)
Дальше указывать худ. приемы не нужно, думаю, можно просто потом вам подытожить, какие здесь есть приемы.
Род- лирика.
Тема- интимная лирика.
Жанр - элегия
Размер - ямб
Рифма - парная (аbab)
Это что касается более глубокого анализа текста. Саму тему стиха и основную мысль можно найти в интернете.
-
Сам смысл рассказа К. Паустовского "Теплый хлеб" заключен в указанной цитате. Главный персонаж Филька своим неосторожным поступком задел коня, случайно забредшего в двор мальчика. Конь в свою очередь пустил в деревню снежную бурю, которая могла убить каждого жителя. Но совесть, мучавшая Фильку ему выбрать правильный путь. Один он бы не справился, в сложной работе мальчику деревенские ребята и даже старики, рубившие лед у мельничного лотка. Все работали до полудня и уже к вечеру на землю подул теплый южный ветер.
Вот так, ведь один, Филька бы не справился, но доброта, самое главное в человеке, доброта согреет любо мороз.