Образ Пугачева в романе А.С Пушкина "Капитанская дочка"-это образ народа,народного гнева ,бунтарства русской души и беспощадной силы.Художественный образ Пугачёва изображён в соответствии с литературными принципами произведения,а не с историческими принципами исследований,поэтому автор даёт представление о Пугачёве,как о человеке,а не как о кровавом и бессердечном главаре бунта.
Есенин создаёт сложный образ Пугачёва-это сильный,решительный человек,который обдуманно идёт на восстание,оценив всю боль народную и услышав мольбы людские.Емельян пытается построить крестьянский раз,изменить жизнь к лучшему.Пугачёв не сторонник жестокого мятежа,беспощадного и стихийного.Он хочет справедливой войны,подготовленной,жестокость наряду с доверчивостью атамана.За новый мир он идёт до конца,не веря в поражение,но соратники предают его.Трагедия Пугачёва в том,что он не смог передать людям силу своей веры в победу,он не смог обуздать стихию бунта и остаётся один,попадая на плаху.
"Предание о Пугачеве" состоит из пяти разных историй-небылиц, повествующих о жизни атамана..Велика благодарность народа,любовь и уважение,это отражается в преданиях,где атаман жив и скоро вернётся домой.Люди считали его родным и близким,не могли смириться с потерей и воспевали его в песнях.Екатерина II пыталась стереть память о Пугачёве,переименовывала города и реки, запрещала упоминания его имени вслух ,а народ продолжал любить и помнить славного атамана,складывая новые песни и предания.
Сходства :
- Емельян Пугачёв-казак,истинный сын своей Родины.
-Жесток и беспощаден к врагам,но в тоже время,доверчивый,как ребёнок и благодушен к тем,кто был с ним добр.
-Умеет понимать русских мужиков,ведёт их за сбой,зная свою обречённость.
-Народ любит Пугачёва,давно ждал такого атамана,за которым идти на смерь не страшно.Народный идеал,любящий свой народ и готовый умереть за него.
-Емельян-человек чести и слова,не смотря на своё недворянское происхождение.
Различия:
-У Есенина,в преданиях Пугачёв главный герой,у Пушкина-второстепенный.
-У Есенина образ поэтизирован,идеализирован,у Пушкина литературный образ,на основе исторического,а преданиях-народный вымысел и байки.
-У Есенина Пугачёв называется царём,чтобы повести народ за собой,у Пушкина он атаман и самозванец,в преданиях Пугачёв и царь,и Петр Третий,и муж Катерины Лексевны,греховодник.
-У Есенина Пугачёв не сторонник жестокого мятежа,беспощадного и стихийного,он хочет справедливой войны.У Пушкина образ Пугачёва-это образ восставшего народа,гордого и беспощадного,полного гнева и жестокости,в преданиях Пугачёв непобедим,как сказочный герой,сама царица с трона встаёт и власть ему отдаёт.
-Сподвижники Пугачёва у Пушкина-шайка убийц,страшные,лихие люди,у Есенина-единомышленники,друзья,смелые, отважные люди,но предавшие атамана,в преданиях казаки,Уральское Войско.
-Есенина волновал вопрос крестьянского рая,а Пушкина-вопрос чести и достоинства дворянства,в преданиях воспевание народного героя.
-Так кто же Пугачёв,народный герой и или кровавый убийца и самозванец?Пушкин не даёт прямого ответа на вопрос,автор оставляет выбор за читателем,решить самим,кто же такой Емельян Пугачёв.Есенин рисует образ исторической фигуры,Пугачёв-новый герой,с которому автор относится с симпатией,сочувствием и пониманием.В преданиях Пугачёв царь народный,добрый и неуязвимый.
Том Сойєр – підліток з маленького провінційного містечка Санкт-Петербург на Міссісіпі, великий непосидько, неслухняне хлопченя, що живить заздрість до справжньої свободи свого знайомця безпритульного Гекльберри Финна. Обмежений нескінченними благочестивими настановами, які примушує його вислуховувати виховуюча Т. тітка Поллі, він вічно їй докучає, піддававшись всякий раз покаранню, що перетворюється на гру. Нудьгуючи на уроках в недільній школі, Т.
Завжди готовий на найвідчайдушніші пригоди, про які він прочитав в книжках про піратів, благородних грабіжників, їх прекрасних полонянок і заритих кладах. Хлоп’ячі затії несподівано зіштовхують Т. з далеко не дитячими проблемами повсякденного життя містечка. Безтурботність і почуття власної захищеності у світі, овіяному для нього романтикою, поколеблены у Т. після зіткнення з новим, таким, що хоча і не відкривається йому в усій повноті світом дорослих. З непростих, навіть небезпечних ситуацій Т.
Вибирається не за до тверезого роздуму, а по натхненню, ведений вигадкою, що захоплює його. Невикорінна жадоба до пригод і ефектних вчинків врешті-решт допомагає Т. зійти на вершину, прославившись не лише серед однолітків, але і в усьому містечку. Т. надані риси, характерні особливо для персонажів англійської дитячої літератури, що оспівувала живих хлопчиків, покликаних бути лідерами серед своїх однолітків.
Він несерйозний і у своїх серйозних підприємствах, тому що не бачить їх важливості, проте, все на світі перетворюючи на гру, грає з відмінною серйозністю. В майбутньому йому, мабуть, уготована доля зразкового громадянина, який засвоїть усі доброчесності, що викликали інстинктивний опір, поки до них насильно залучали Т. вихователі і нудні дорослі. Т.