Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашёл на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.
Беликов и был «Человеком в футляре»: он даже в самую тёплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком, и даже у его зонтика был футляр, и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле: он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от действительности и окружающих его людей. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьём он давил на всех, и все ему уступали, потому что боялись. Была у Беликова и странная привычка — ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал: так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».
Как-то в гимназию назначили нового молодого учителя истории и географии; приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова, и тогда все решили их поженить, причём Варенька была не прочь выйти замуж. Однако Беликов сомневался и никак не мог окончательно принять решение: он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак — это шаг серьёзный.
Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож павук»[6].
Объяснение:
Однажды кто-то нарисовал карикатуру на Беликова, на которой он идёт с Варенькой под руку, а внизу надпись: «Влюблённый антропос». Эту карикатуру получили все учителя и чиновники. Беликов, ещё не отошедший от случая с карикатурой, увидел Вареньку с братом, катающихся на велосипедах. Беликов цепенеет и бледнеет: ему кажется неприличным катание на велосипеде. На следующее утро он приходит к Коваленко и начинает говорить ему о том, как неприлично ездить на велосипеде. Их встреча заканчивается ссорой: Коваленко спускает Беликова с лестницы. Тут заходит Варенька и видит помятого Беликова; она думает, что он упал с лестницы сам, и начинает хохотать. На этом смехе всё и завершилось: и сватовство, и жизнь Беликова. Он уходит к себе домой, ложится и больше не встаёт, а через месяц умирает. Хоронили его все, а после похорон испытывали не грусть, а облегчение.
В конце рассказа приятели рассуждают о «людях в футляре» и ложатся спать.
Анализ стихотворения "Алёнушка" Д. Кедрина
Стихотворение "Аленушка" Дмитрий Кедрин написал во время Великой Отечественной войны, когда он работал во фронтовой газете. Этот факт разъясняет идейное содержание стихотворения.
Лирический герой грустит, потому что стране выпали тяжёлые испытания. Чтобы передать России, Кедрин использует устаревшую лексику: вотчина (на Руси наследственное земельное владение, здесь: родные владения); стойбище (место, где стоит стадо); околица (место, далекое от домов деревни, изгородь вокруг селения). Всё уйдёт, а соловей останется петь на родной земле - утверждает автор. Родную землю поэт сравнивает с царевной Несмеяной, тихой, печальной, неяркой. Слова "лихая сила", "ножичек сапожный" (нож, который носят за голенищем сапога) указывают на опасность. Эпитет "нетленная краса" - красота, которая не истлевает. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но "всё вынесла" и снова поет песню Аленушки:
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь...
В этой строфе автор утверждает, что Родина не раз выносила испытания и осталась спокойной и непоколебимой.
Эти строки во время войны люди воспринимали как оптимистический прогноз: войне будет конец. Для Дмитрия Кедрина образ Аленушки - это образ Родины.
Память лирического героя возвращает в детство, к матери. Тема памяти в этих кратких строчках звучит очень сильно. В последней строфе - мысль о любви к Родине, о прочных корнях, которые связывают человека с Родиной.
Таким образом, воспевая Россию, поэт сравнивает её с женщиной, которая многое вынесла. Автор готов бродить по свету, но при этом помнит свою родину и в конце хочет вернуться домой, туда, откуда началось его странствие и где оно закончится.
Подробнее - на -
Объяснение: