А. И. Герцен так написал о времени, наступившем
после разгрома восстания декабристов: «Душой всех
мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна
лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в
долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала
эпоху наполняла мужественными звука-
ми настоящее и посылала свой голос отдалённому
будущему» .
Центральное событие стихотворения А. С. Пуш-
кина «Арион: — «вихорь шумный», который раз-
бил корабль и унёс жизни кормщика и пловцов.
Так метафорически изобразил поэт восстание своих
друзей-декабристов и его разгром.
В основу стихотворения положен известный древ-
негреческий миф о певце Арионе, который, путеше-
ствуя по свету, исполнял перед знатной публикой
лирические баллады. Для того чтобы приблизить миф к современным
событиям, Пушкин изменил его. В мифе корабель-
щики — враги Ариона, а у Пушкина Арион — член
команды. В мифе Арион был дельфином, а
у Пушкина после гибели корабля он «на берег вы-
брошен грозою » .
ответ:
пугачев в "капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника", то есть за водку). но "огненные глаза", притягивающие внимание, человека незаурядного. в пророческом сне гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после).
пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. именно это подкупает его в гриневе. он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что гринев обманул его. с истинно царской, сказочной широтой души он говорит: "казнить так казнить, миловать так миловать". и отпускает гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области.
пугачев, однако, лукав и умён, он знает своих людей и часто "работает на публику", как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. перед гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с гришкой отрепьевым.
пугачев пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. полна легенд о "подлинном царе", о царе, спасшемся от смерти, настоящем, "правильном" царе, который придет в урочный час. пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.
последняя встреча пугачева и гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика. в это страшное мгновение пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. "через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу". пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: "еме-ля! емеля! — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! лучшего ничего не мог бы ты придумать".