Земля моя, Моя родная Русь, Везде с тобой Моё земное сердце. Неужто я, Когда домой вернусь, Услышу плач И стоны погорельцев?
Земля моя, Тревожно мне порой, Как будто в тесном доме Без привычки Детей своих оставил за игрой И не прибрал, И не припрятал спички. И потому На небе на Седьмом Тревожусь я делами цеховыми, Ведь мы на самолёте боевом Кроили крылья Слишком голубыми...
ТЮТЧЕВ Ты видишь их насквозь, их тайну ты постиг, \ И ясен для тебя и настоящий миг, \ И тайные грядущего обеты... \ Но грустно зрячему бродить между слепых, \ "_Поймите лишь_, - твердит, - и будет вам прозренье! Аполлон Майков 1873 Ф. И. ТЮТЧЕВУ ТЮТЧЕВ И нарядился тютчев зеленым попугаем. Вот некрасов – поэт черный Делает истории аборты. Вот фет – Скелет. И блок – Сноб. Всем поэтам не хватает кает. Всех поэтов пихают в сугроб Белые и большевики. Поэты пьют с тоски. Василий Филиппов Из цикла "Поэты"(май 1985) Поэты Тютчев Сойди в себя, чтоб не сойти с ума, \ чтоб в столб не превратиться при дороге. \ Ведь наши души - девы-недотроги: \ средь самых близких - как средь басурман. \ О вечный Тютчев! Вечное "заткнись! ".\ Фонтан твой бьет, но никому не нужен. \ Беги в себя, покуда не недужен. \ Как Лотова жена, не обернись! Михаил Красиков
ТЮТЧЕВ И нарядился тютчев зеленым попугаем. Вот некрасов – поэт черный Делает истории аборты. Вот фет – Скелет. И блок – Сноб. Всем поэтам не хватает кает. Всех поэтов пихают в сугроб Белые и большевики. Поэты пьют с тоски. Василий Филиппов Из цикла "Поэты"(май 1985) Поэты ТЮТЧЕВ Многообразна только мысль, \ Все остальное исчерпалось. \ Над нами тютчевская высь -\ Испепелись и воскурись! -\ Попробуй взять ее - осталась. Фазиль Искандер ТЮТЧЕВ Тютчев Когда бы я как Тютчев жил на свете\ и был бы гениальней всех и злей -\ о! как бы я летел, держа в кармане\ Стромынку, Винстон, кукиш и репей. \ О как бы я берег своих последних\ друзей, врагов, старушек, мертвецов\ (они б с чужими разными глазами\ лежали бы плашмя в моем кармане), \ дома, трамваи, тушки воробьев. Дмитрий Воденников Из книги «ТРАМВАЙ» 1999
Тютчев просил - не буди. \ Не он, говоришь? Микеланджело? \ Не ведая вечных забот, \ рассветной дорожкой оранжевой\ минутная стрелка ползет. Бахыт Кенжеев Декабрьское небо взъерошено, ТЮТЧЕВ Спросите Тютчева — и он\ Сквозь вечный сон\ Махнет рукой, пожмет плечами. И мнится: смертный свой урон\ Благословляет, между нами. Александр Кушнер На скользком кладбище, один ТЮТЧЕВ Теперь вот я скажу, не Тютчев, \ не Фет, не царь и не герой: \ страницами на всякий случай, \ на всякий, стало быть - любой: \ на случай первого свиданья, \ на случай позднего прощанья -\ как хочешь, это назови, \ но только помни, mon ami:\ давным-давно, беды не зная, \ на полдороги Mouzaпa\ жила старинная семья, \ а где сейчас живёт - не знаю... \ Увидишь девочку мою -\ скажи, что я её люблю. Михаил Сухотин Онегину и Алексееву \\Так провожают пароходы ТЮТЧЕВ Я Тютчева с в какое море гонит\ обломки льда советский календарь, \ и если время - божья тварь, \ то почему слезы хрустальной не проронит? \ и почему от страха и стыда\ темнеет большеглазая вода, \ тускнеют очи на иконе? Виктор Кр
Начиная писать “ одного города”, салтыков-щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии. таким образом, “ одного города” — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении города глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, абсурдные ситуации, комические несоответствия. по сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. жители его, глуповцы, “ведущие свой род от древнего племени головотяпов”, не умевших жить в и решивших найти себе повелителя, необычайно “начальстволюбивы”. “испытывающие безотчетный страх”, неспособные самостоятельно жить, они “чувствуют себя сиротами” без градоначальников и считают “спасительной строгостью” бесчинства органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — “не потерплю” и “разорю”. вполне “обычны” в глупове такие градоначальники, как прыщ с фаршированной головой или француз дю-марио, “при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей”. однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении угрюм-бурчеева, “прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную”. стремясь реализовать свой “систематический бред”, угрюм-бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания “прохвоста”, и далее — к смерти угрюм-бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой. так с использования гротеска салтыков-щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности “ одного города” — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. образы города глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую россию, власть, в ней царящую, общество. поэтому гротеск, используемый салтыковым-щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения салтыкова-щедрина к происходящему в россии. описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, салтыков-щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей при роде. единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. гротесковый образ угрюм-бурчеева, его “систематический бред” (своеобразная антиутопия) , который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи салтыкова-щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. ”. жестокое обличение пороков общества, по мнению салтыкова-щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с “болезнью” россии. осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. неверно было бы говорить, что салтыков-щедрин не любил россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними
Моя родная Русь,
Везде с тобой
Моё земное сердце.
Неужто я,
Когда домой вернусь,
Услышу плач
И стоны погорельцев?
Земля моя,
Тревожно мне порой,
Как будто в тесном доме
Без привычки
Детей своих оставил за игрой
И не прибрал,
И не припрятал спички.
И потому
На небе на Седьмом
Тревожусь я делами цеховыми,
Ведь мы на самолёте боевом
Кроили крылья
Слишком голубыми...