Тютюнника "Климко" переносит читателя в тяжелые времена фашистской оккупации Украины, открывая несколько забытую страницу нашей истории. Главный герой произведения Климко это мальчик, который идет за много километров об соль, чтобы затем продать ее и от голода любимую учительницу с дочкой-младенцем и себя с другом.
Климко отважно идет дорогами войны, полными опасностей, побеждая в себе страх, побеждая иногда физическое бессилие и болезнь. По возрасту он был нашим ровесником, поэтому так больно чувствуешь сердцем все его страдания, поражаешься его выдержке и недитячій мудрости. А еще, кажется, будто примеряешь на себя ту тяжелую путешествие Климко и учишься у него решимости и милосердию .
Это милосердие беззащитных детей войны стало главной темой повести. Автор рассказывает о встрече на базаре Климко и Зульфата со своей учительницей, которая с малым ребенком оказалась в тупике. С этого времени у друзей появилось благородное желание ей, и они берут на свои слабые плечи все заботы о Наталью Михайловну с Олей, становятся их опорой. Именно заботясь их жизнью в первую очередь, отправляется юный герой новеллы Климко в дальнюю дорогу.
Климко с сапожником во время осады на базаре незнакомую девушку от Германии, хотя мог расплатиться за это жизнью. И мы понимаем, что настоящие люди остаются людьми даже в экстремальных ситуациях, проявляя сострадание и милосердие к другим.
Позже мы видим Климка во время пребывания у тети Марины, которая выхаживала его в горячке и хотела даже оставить у себя - усыновить. Но мальчик, хотя ему и нравилось в доброй женщины, не согласился, потому что чувствовал ответственность за жизнь дорогих ему людей. Мне кажется, что в этом эпизоде очень отчетливо показывается доброта и самоотверженность человеческой души моих соотечественников-украинцев.
И важнейшим, на мой взгляд, является заключительный эпизод новеллы - возвращение Климка с сумкой соли на станцию советскому пленному и смерть мальчика. После опасной дороги, после тяжелых испытаний, преисполненный радостью, возвращался обратно Климко с драгоценной солью. И здесь подстерегла мальчика неумолимая смерть, как она подстерегала на тех военных дорогах многих его ровесников. И даже в эту судну час Климко предстает человеком, который заботится не о себе, а о других. Забыв об опасности, он показывает советском пленному воину, куда бежать. Здесь и скосила его очередь из немецкого автомата: "Он впился пальцами в дежурку на груди, тихо ахнул и упал. А из пробитого мешка тоненькой струйкой потекла на дорогу соль...".
Перед глазами еще долго стоит эта струйка соли, а сердце заполняет безграничная тоска и любовь к мальчику с бескорыстной, милосердным и отважной душой, что жила для добра. Любовь ко всем детям войны, которые проявляли такое милосердие, которое и взрослым иногда было не по силам.
Объяснение:
Характеристика образу “Климка” Климко – сирота, головний герой автобіографічної повісті Григора Тютюнника. Образ Климка втілює ідеал людини. У маленькій сирітській душі Климко носив стільки доброти, милосердя і співчуття до знедолених і стражденних, що не побоявся в одинадцять літ вирушити в далеку дорогу по сіль, аби тільки до близькій людині — своїй учительці — не померти з голоду. Скільки натерпівся й намучився за свою двотижневу дорогу маленький лицар, скільки разів ризикував бути вбитим, замерзнути десь на полі під копицею — адже йшла війна і заходити в села було небезпечно. Та хлопчик ішов: його вело дорогою поневірянь милосердя.
Джерело: https://dovidka.biz.ua/klimko-harakteristika-geroya/
Свет и тепло семейной жизни, поэзия счастливого детства бережно воссоздаются художником. Но тут же возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас. Николенька Иртеньев стал первым в ряду толстовских героев-правдоискателей, с детства отравленных злом и фальшью барских нравов.
Книги о детстве и юности создавались и до Толстого. Но Толстой первым внес в историю становления человеческой личности тему острой внутренней борьбы, нравственного самоконтроля. Его мастерство как художника сказалось и в том, что прекрасные порывы Николеньки даны с явственным оттенком иронии. И это, и многое другое в трилогии ведет к последующим произведениям Толстого. Здесь явственно различимы эпизоды, персонажи, мотивы, которые получат развитие, в частности, в «Войне и мире» . Крепостная няня Наталья Саввишна — первая попытка Толстого воплотить крестьянски-христианский идеал смирения и самоотверженной любви. Самокритика героя углубляется к концу «Юности» : название заключительной главы «Я проваливаюсь» означает не только неудачу на экзамене в университете, но и крах тех жизненных норм, в духе которых он был воспитан.
Трилогия насыщена тревожными, открытыми вопросами — Толстой и в последующие десятилетия будет искать на них ответ, вовлекая в свои поиски читателей. Первые повести Толстого обратили на себя внимание Герцена: по его инициативе «Детство» и «Отрочество» были переведены в 1862 году в Лондоне. Это была первая публикация Толстого за рубежом.