одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ наташи ростовой. будучи мастером изображения людских душ и характеров, толстой воплотил в образе наташи самые лучшие черты человеческой личности. он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - элен курагину. простота и одухотворенность делают наташу более привлекательной, чем элен с ее умом и хорошими светскими манерами. многие эпизоды романа рассказывают о том, как наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, обрести любовь к жизни, найти правильные решения. например, когда николай ростов, проиграв крупную сумму денег в карты долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - ”.
но наташа не только людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.
наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. она встречает князя андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.
Куликовская битва в восприятии поэта - символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому столь важна в этих стихах лексика со значением возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, / И опять, опять они кричат...»; «Опять с вековою тоскою / Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым / Взошла и расточилась мгла...». Тем самым Блок подчеркивал, что история и современность неразрывно связаны между собой, исторические события повторяются вновь и вновь, имеют важное, судьбоносное значение.
Стихотворения цикла строятся на противопоставлении двух миров. Лирический герой предстает здесь безымянным воином войска Дмитрия Донского. Тем самым его личная судьба отождествляется с судьбой Родины, герой готов погибнуть за нее. Но в стихах ощутима и надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль».
Мы понимаем, что самое дорогое, «неотделимое» для героя - родина («О, Русь моя! Жена моя!» - восклицает он). Но Россия для него - это еще и самое святое, чему поклоняются, служат:
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Интересно представлены в цикле ипостаси этого образа: сначала картины русской природы («Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»), потом Русь - жена, наконец, Родина святая.
Преданность поэта родине подчеркивается образами лебедей, всегда символизировавших верность, чистоту. В стихах Блока они несут и иную смысловую нагрузку - смятения, тревоги. Трагизм выражается излюбленным для поэта образом неба:
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Это один из самых экспрессивных образов в лирике Блока. В этих строчках вновь появляется красный «мятежный» цвет, который олицетворяет кровь, кровавый. «Из сердца кровь струится» - так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю кровно связанной с трагической судьбой родины.
Таким образом, художественные средства поэтического цикла «На поле Куликовом Блоку выразить патриотическую идею своего произведения, передать тему неразрывной связи времен, великого и светлого будущего России.