Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. именно композиция читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. рассказ л. н. толстого "после " композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. первая посвящена описанию - яркого, веселого, незабываемого. главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки вареньки. светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение. композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости . выстроив события именно в таком порядке, л. н. толстой нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.
Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве" (образ Руси) Русская земля в "Слове о полку Игореве" - это не просто фон, на котором разворачиваются события. В "Слове о полку Игореве" Русская земля, по сути, является самым главным героем: "...Кто же главный герой этой поэмы? Хотя Слово и насыщено обильно именами князей, от прадедов и дедов до современных "Слову" их внуков <...> но не им во славу создана эта поэма, никто из них не заслужил быть истинным героем Слова. Героем Слова является «Русская земля», добытая и устроенная трудом великим всего русского народа..." (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // "История русской литературы" в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I) Понятие "Русская земля", "Русские земли" и "Русь" часто встречаются в тексте. Эти термины означают не только территорию Руси, и сам народ Руси. Говоря о Руси или Русской земле, автор имеет в виду и земли, и народ: "...Русским землям ты принес веселье..." "...О Русская земля!Ты уже за холмом..." "...Игорь-князь явился на Руси..." "...А враги на Русь несутся тучей..." В тексте "Слова" автор нередко называет русский народ русичами. Русичи - это поэтическое название жителей Руси. Действительно, слово "русичи" звучит красиво, тожественно и воинственно. В "Слове о полку Игореве" русичи - это русский народ и, в частности, русские воины: "...Недостало русичам вина..." "...Поглотила русичей чужбина..." "...Ведь под самым Римовым кричат Русичи под саблей половецкой!.."
Образ Русской земли можно назвать главным для выражения основной мысли произведения. «Слово о полку Игореве» является недосягаемым образцом поэтической повести, в которой органически слиты высокий лиризм и чувства гражданина. Его призыв к единству, к защите отечества находит себе отклик и в нашу эпоху. Может быть, поэтому именно в наши дни это гениальное произведение нашло себе должную оценку. «Слово о полку Игореве» - великолепный памятник древнерусской литературы. Участившиеся половецкие набеги в 12 веке на Русь вынудили князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем двинуться на врага. События этого похода и легли в основу «Слова…». Это произведение необычайного художественного совершенства, глубоко народное и глубоко гуманное. В нем мы слышим страстный призыв гениального поэта и верного сына своей родины объединить ее живые силы с целью защиты от врага. как-то так ..