Свой роман "Преступление и наказание" Достоевский создает первым, если принимать во внимание только его идеологические романы. В центре изображения - главный персонаж Родион Романович Раскольников, к которому сводятся все нити повествования. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" становится связующим и символическим элементом, благодаря которому произведение приобретает целостность и завершенность. В какой главе мы узнаем о том, что у героя была своя теория? Порфирий Петрович в пятой главе третьей части говорит о статье Раскольникова, которую он написал, когда еще учился. Эту статью он приводит в качестве обвинений. Ведь в ней Родион разделил людей на две категории: право имеющих и тварей дрожащих. Первые - сильные мира сего - могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Вторые же являются материалом. Совершая убийство старухи, Раскольников хочет доказать себе, что он принадлежит к первой категории. Однако муки, которые ему доставляет убийство, говорят об обратном. В конце концов нам, читателям, понятно, что Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" изначально обречена на провал: она бесчеловечна. -
И. С. Тургенев. "Певцы" из "Записок охотника": "Он глубоко вздохнул и запел.. . Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. "Не одна во поле дороженька пролегала", - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более - он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся".
1)Ода А.Пушкина "Вольность" не была издана при жизни поэта,цензура запретила даже чтение.Понятие возмутительности -это призывы к борьбе,восстанию,революциям,переворотам.Ода волновала и будоражали самые прогрессивные умы того времени. Возмутительной ода стала и по содержанию,и по обращению,и по выражениям,дерзким,хлёстким ,своевольным для того времени.Обличить самодержавие в тирании -это неслыханная дерзость,которою могли позволить себе только гении. 2)"Хочу воспеть Свободу миру,На тронах поразить порок."-эту задачу поставил поэт,образ лирического героя с тематикой соединяет форма повествования-это исповедь героя,эволюция произошла стремительно и лирика стала не страдательной,а призывной.Герой обличает беспощадность власти,обвиняет в бессердечии,идеал политической свободы общества сменяется внутренней борьбой лирика нового типа.Призыв к борьбе,но борьбе,под сенью закона.Лирический герой бунтует,он просвещает народные массы это и есть соотношение лирики и взглядов героя. 3)Жанр произведение-это послание,воззвание к народу,обращение к царю.С одной стороны-это призыв,а с другой-обращение к милосердию и здравомыслию самодержца.Уважать закон,не допускать произвола властей-это авторская задача.Двоякая позиция автора стаовится посланием и для власти,и для народа.