Из тысячи лиц узнал бы я мальчонку... А. Т. Твардовский С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А. С. Пушкин прекрасно использовал его в «Повестях Белкина». Это приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий. Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему. Но этот же прием позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Читая стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские Зытовые сцены, та же простота и доходчивость при несомнен-Шх художественных достоинствах произведения. Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Сразу «заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не Чо вопросов и биографий — надо победить коварного и сильного |врага, поэтому все средства хороши, все потери «оправданны». Без рассуждений принимается ребенка: боец не имеет розраста. Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых. Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы продвигались к площади вперед. А он гвоздит — не выглянуть из башен,— А черт его поймет, откуда бьет... И вдруг к машине подбежал парнишка: Я знаю, где их пушка. Я разведал... А. дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Небольшое по объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрые решения, некогда предаваться сентиментальным рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление, осторожничанье было не в чести. Что ж, бой не ждет.— Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырем. В этих строках слышится романтика боя, но поэт не приукрашивает действительность, скорее дает ее в восприятии своего юного героя. Когда же рассказ «возвращается» к танкисту, он не идеализирует обстановку, а показывает ее со всеми реалиями. Подъехали. Вот здесь. И с разворота Заходим в тыл, и полный газ даем. И эту пушку, заодно с расчетом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. Страшная картина возмездия. Но это логическое завершение любого посягательства на свободу отечества, поэтому не воспринимается чем-то ужасным, не подходящим для литературного описания. Враги получили по заслугам. В следующий раз они не будут легкомысленно надеяться на скорую победу. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шел большой пожар. И, помню, я сказал хлопец! — И руку, как товарищу Что может быть ценнее на войне, кроме взаимо и взаимовыручки. Удивительно, но в стихотворении Твардовского вместился целый военный эпизод. Поэтическая форма позволила автору многое не досказать, что-то оставить за рамками произведения. Личный опыт читателей позволяет многое понять без слов и комментариев поэта. Главное же достигну-Т0 — показана яркая картина штурма населенного пункта, занятого врагом. В «Рассказе танкиста» поэт применяет свой излюбленный кольцевую композицию, подчеркивающую в данном случае трудность военного пути, еще не скорую, хотя и неминуемую победу. Был трудный бой. Очередной из многих боев, которые предстоит пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов, ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спросить имя «мальчонки», что не мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите родины. Твардовскому прекрасно удалось
Федор Михайлович задумал написать роман о “положительно прекрасном человеке”, и это была очень сложная работа, за которую Достоевский боялся взяться, так как “идеал... еще далеко не выработался”. Это делает роман более интересным. Герой романа князь Мышкин — “князь Христос”, выросший вдали от света и даже не предполагающий, насколько антигуманно, эгоистично и замкнуто светское общество. Судьба князя во многом сходна с судьбой Иисуса Христа. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь им в несчастьях, облегчить жизнь. Князь ясно видит внутренний мир любого человека. У Епанчиных он смотрит на портрет женщины и определяет, что лицо ее отражает глубокое внутреннее страдание. Эта женщина — Настасья Филипповна, натура глубокая, страстная, неординарная и страдающая. Она унижена Тоцким, который содержал ее. И вот теперь ею хотят торговать, как вещью. Однако она находит в себе силы противостоять Тоцкому и даже запугать его. Князь появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим поведением. Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом. Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в “правильном направлении”: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения. Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу. Князю Мышкину не удается Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Аглаи, доводит ее до человечности. Лев Николаевич смог Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре. Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек иметь идеал и отдать за него жизнь. Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время с момента написания этого романа. Такие произведения людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.
Мигель де Сервантес. "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Роман - пародия на рыцарские романы тех времён. Главный герой - бедный испанский дворянин Альонсо Кихано, присвоивший себе звание Рыцаря Печального Образа Дона Кихота Ламанчского и отправившегося совершать подвиги. Наивный старый человек, по сути - старый ребёнок. Снаряжение "рыцаря" в поход описывается с юмором; оседлав клячу с громким именем Россинант, надев вместо шлема тазик для бритья и обзаведшись оруженосцем Санчо Пансой - деревенским простаком, Дон Кихот странствует по Испании и совершает разные несуразности. Самые громкие подвиги; бой с ветреной мельницей, сочтённой за великана, освобождение каторжников (которые потом побивают своего освободителя камнями), бой со стадом овец, сочтённым за вражеское войско, нападение на похоронную процессию, сочтённую за колдунов. Беда Дон Кихота - в его несовместимости с окружающим миром, который он настойчиво перекраивает воображением на свой лад; постоялый двор - в заколдованный замок, реку - в море и т. д. Спутник Дон Кихота - толстяк Санчо Панса, который то простодушно следует за господином, веря в его выдумки, то пытается взбунтоваться, желая вернутся домой, то обманывает своего хозяина. Дама сердца Дон Кихота - крестьянка Дульсинея, которую он в глаза не видел и в честь которой он устраивает безумия в горном ущелье; морит себя голодом и сочиняет скорбные сонеты. Безумию рыцаря противостоят; его разумная племянница, бакалавр Самсон Карраско - хитрец, мастер Николас, священник. Жгут любимые рыцарские романы Кихота, пытаются удержать его дома. Самсон всё-таки одерживает верх над Дон Кихотом; одевшись в рыцарские латы, вызывает его на поединок, побеждает и повелевает возвратиться домой. Незадолго до смерти к рыцарю приходит прозрение, он отрекается от всех своих безумств, проклинает рыцарские романы и "умирает мудрецом".