После смерти отца, Владимир не мог ни плакать, ни молиться, он ожесточился и им владело одно желание-отомстить. Страшные" мысли приходят Владимиру в голову, но он не знает, как ему поступить. Когда он был в Кистенёвке последний вечер ,видел портрет матери, читал её письма, где она отцу рассказывала о нем-маленьком, в его душе произошел какой-то надрыв и он решил, что "сожжет имение", чтобы не досталось оно Троекурову.. Им овладело чувство собственного достоинства и ,ему захотелось отомстить за отца, а что там за отца, за всю семью, за свою растоптанную жизнь ,за сломанную карьеру. Он взял то, что теперь для него было самое дорогое-письма матери. Он не хотел брать с собой крепостных, они сами пожелали за ним уйти. Все договорились о встрече в роще и Владимир уехал. Теперь он должен нести ответственность и за преданных ему людей. Дубровский -младший становится разбойником. Он потерял надежду на справедливость, веру в суд, не надеялся ни на чью защиту. Потому что у него не было денег. Он определился в жизни.
Мы видим, как власть профессионального авторитета и честных денег (Преображенского) уступает и совсем уступит власти доноса и револьвера (Шарикова). Хирург осознает, что теряет свое влияние, и ему приходится прибегнуть к насилию и даже символическому убийству, преступлению, хотя Чугункин давно мертв, а пес Шарик остается в живых и даже счастлив.
Помимо очевидной принадлежности к разным социальным группам и происхождения (Полиграф Полиграфович все-таки бывшая собака), отличие этих образов проявляется в гораздо меньшей карикатурности и собирательности Преображенского и Борменталя. Считается, что прототипами Филиппа Филипповича были несколько выдающихся ученых того времени, в том числе Иван Павлов. У Шарикова же прототипа быть не может – это образ героя нового времени, который только еще виделся Булгакову. Маргиналы, конечно, были во все времена, но обладающие властью и оружием маргиналы – признак России, в которой преображенских победили швондеры.