Центральной идеей «Слова о полку Игореве» - выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле и своему народу, двигала неизвестным автором во время создания этого произведения. Поэтому с полным правом, на мой взгляд, центральным героем «Слова» мы можем считать именно Русскую землю. В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе. Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком с языческих времен («века Трояна») и до «нынешнего Игоря»: Были веки Трояновы, Миновались лета Ярославовы; Были битвы Олега, Олега Святославича. Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей - Владимира и Ярослава, а «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых» («О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!»). Именно во времена князя Олега, по мнению автора «Слова», на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага: Тот Олег мечом крамолу ковал, И стрелы он по земле сеял. Кроме того, в «Слове» Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле. Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с образов птиц - соколов, галок, воронов («Не буря соколов занесла чрез поля широкие - Галки стадами бегут к Дону великому!»), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи - огромном пространстве («Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца») и т. д. Русская земля в «Слове…» — это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры — Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, «светится на небеси» солнце, трепещут в тучах синие молнии. Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев. Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход: И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила… И далее – Уже беда его птиц скликает, И волки угрозою воют по оврагам, Клектом орлы на кости зверей зовут, Лисицы брешут на червленые щиты. Мы видим, что Див – языческое божество половцев – в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец Игорю благополучно добраться до дома: Донец говорит: «Ты, Игорь-князь! Не мало тебе величия, Кончаку нелюбия, Русской земле веселия!» Таким образом, природа в «Слове» выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью. Автор «Слова» показывает нам, что русская земля – это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: «Слава князьям, а дружине аминь!» И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну – великую Русь. Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве».
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» останется бессмертным произведением. Он отражает события лет. В произведении описывается мужество русских воинов, поэтизирована красота русской природы, здесь все наполнено чувством печали и радости. Ни одно древнерусское произведение не может сравниться со «Словом…» по поэтической мощи, красоте, мудрости. Исторический памятник «давно минувших дней» остается вдохновляющей силой для русского искусства и продолжает жить и в наше время в сердцах и умах народа.
Хорошо, давайте приступим к анализу одной из эпиграмм, которую выберете из предложенного списка.
Возьмем, например, эпиграмму В. К. Тредиаковского "На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордиться, что прежних своих равных другов пренебрегал бы".
1. Чувства, выражаемые поэтом в эпиграмме: в данной эпиграмме поэт выражает негативное отношение к человеку, который, выделяясь из остальных, начал бы пренебрегать своими прежними друзьями. Возможно, поэт испытывает разочарование, обиженность или даже некоторое презрение к такому человеку.
2. Тема и идея: тема данной эпиграммы - некорректное поведение лиц, старающихся превозносить себя и опускать других. Идея эпиграммы заключается в том, что высокомерие и пренебрежительное отношение к прежним друзьям не являются приемлемыми и показывают негативные черты характера человека.
3. Цель создания эпиграммы: целью создания данной эпиграммы может быть показать обществу нежелательные черты характера некоторых людей и предостеречь от негативных последствий такого поведения.
4. Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии: эпиграмма, как особый жанр, остается актуальной и в современной поэзии. Она позволяет в понятной и лаконичной форме выразить свои мысли, эмоции и отношение к различным явлениям и событиям. Кроме того, эпиграмма может содержать сатирический подтекст, что важно для общественного и культурного комментария. Современные поэты активно используют эпиграмму для передачи своей критики или иронии на различные аспекты жизни.
Теперь давайте попробуем сочинить эпиграмму на одну из предложенных тем - "О книге, самостоятельно мной прочитанной".
«Книжку читал, знанием насытясь,
А други всё такие бездари,
Теперь я всем покажу свою литературную власть,
А жалких друзей в книжных делах обокраю».
В данном случае эпиграмма выражает эмоциональное отношение автора к прочитанной им книге и ярко иллюстрирует его желание похвастаться и тем самым подчеркнуть свое превосходство над своими друзьями в литературном плане.
Надеюсь, это помогло вам понять, как провести анализ эпиграммы и сочинить свою собственную. Если у вас есть дополнительные вопросы или необходима дополнительная информация, пожалуйста, сообщите.
Сонет - это определенная форма поэтического произведения, которая имеет стройную структуру из 14 строк, обычно рифмованных в определенном порядке. В данном случае, стихотворение описывает некий замшелый мрамор царственных могил, который исчезнет раньше, чем слова, в которых сохранен образ некоего человека. Автор говорит, что эти слова защищены от пыли и грязи времени и не будут стерты бегущими столетиями.
Здесь говорится, что ни смерть, ни забвение не смогут взять эту защиту у того, о ком говорится в стихотворении. Даже война может повалить статуи и мятеж может уничтожить работы каменщиков, но слова, запечатленные в памяти и сердцах, останутся неизгладимыми.
Таким образом, значение данного сонета заключается в понимании важности слов и записей о человеке. Автор хотел сказать, что память и образы, оставленные в словах и сердцах людей, являются бессмертными и превыше всего остального. Даже со временем и разрушением, эти слова и описания продолжат жить и передаваться от поколения к поколению.
Тем самым, данный сонет может вдохновить нас задуматься о ценности наших слов и поступков в нашей жизни, а также на важности сохранения и передачи памяти о человеке и его деяниях.
В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе.
Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком с языческих времен («века Трояна») и до «нынешнего Игоря»:
Были веки Трояновы,
Миновались лета Ярославовы;
Были битвы Олега,
Олега Святославича.
Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей - Владимира и Ярослава, а «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых» («О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!»). Именно во времена князя Олега, по мнению автора «Слова», на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага:
Тот Олег мечом крамолу ковал,
И стрелы он по земле сеял.
Кроме того, в «Слове» Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле.
Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с образов птиц - соколов, галок, воронов («Не буря соколов занесла чрез поля широкие - Галки стадами бегут к Дону великому!»), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи - огромном пространстве («Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца») и т. д.
Русская земля в «Слове…» — это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры — Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, «светится на небеси» солнце, трепещут в тучах синие молнии.
Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев. Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход:
И поехал по чистому полю.
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
И далее –
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты.
Мы видим, что Див – языческое божество половцев – в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец Игорю благополучно добраться до дома:
Донец говорит: «Ты, Игорь-князь!
Не мало тебе величия,
Кончаку нелюбия,
Русской земле веселия!»
Таким образом, природа в «Слове» выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью.
Автор «Слова» показывает нам, что русская земля – это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: «Слава князьям, а дружине аминь!» И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну – великую Русь.
Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве».