Творческий путь Лермонтова, как и его жизнь, был очень коротким, однако чрезвычайно продуктивным. Вся его осознанная литературная деятельность — от самых первых ученических проб пера до написания вершины его прозы, романа «Герой нашего времени» — продолжалась немногим более двенадцати лет. И за это время поэт Лермонтов успел написать четыреста с лишним стихотворений, приблизительно тридцать поэм и шесть драм, а прозаик Лермонтов — ещё и три романа. Всё творчество писателя исследователями принято подразделять на два периода: ранний и зрелый. Границей между этими периодами обычно является вторая половина 1835 и первая половина 1836 года. Но будем иметь в виду, что на протяжении всего своего творческого пути Лермонтов сохранял верность своим идеям, литературным и жизненным принципам, сформировавшимся ещё на самом начальном этапе становления его как поэта, как человека. Решающую роль в творческом становлении Михаила Юрьевича сыграли два великих поэта: Пушкин и Байрон. Характерное для байроновских стихов тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению глубочайших душевных страстей, к лирической экспрессии, к типу героя, который находится в конфликте с окружающими людьми, а порой и всем обществом, проявляется особенно ярко в ранней лирике поэта. Но влияние Байрона на своё творчество поэт Лермонтов всё же преодолевает, о чём он и пишет в своём стихе «Нет, я не Байрон, я другой...», в то время как Пушкин был и оставался для него неизменным литературным ориентиром на протяжении всей жизни. И если изначально Лермонтов непосредственно подражал Пушкину, то уже в зрелом периоде своего творчества он последовательно начал развивать пушкинские идеи и традиции, подчас будто вступая с ним в некую творческую полемику. В позднем своем творчестве Лермонтов, мы видим, полностью разочаровался в жизни, он уже перестаёт изображать свой внутренний мир как нечто исключительное, а напротив, начинает переходить к обыденным чувствам. Однако разрешить свой извечный вопрос, терзавший его душу с юности, он так и не сумел. Или не успел.
Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
Объяснение: