Левша - тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха работы. левша вместе с товарищами подковывает блоху. левша - искусник, "посрамитель" мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец. образ левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. с одной стороны, левша - искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных мастерам: подкованная левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. левша отвергает выгодные предложения и возвращается в россию; однако бескорыстие и неподкупность левши, думающего лишь о благе родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого человека. возвратившись на родину, левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы. трагическая судьба левши - человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, - противопоставлена приезжающего вместе с ним в петербург , заботливо принимаемого в посольстве. безразличие, равнодушие к человеческой личности, определив-шие горестную судьбу левши, представлены отличительными свойствами общественной жизни. описание внешности героя ограничивается несколькими значительными деталями: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". изъя-ны левши дополнительное комическое значение его образу, одновременно подчеркивая особую искусность его: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. косоглазие левши является также своеобразным знаком, печатью изгойства, отверженности
Для чего и во имя чего живет человек? Каково его назначение на Земле? Такие вопросы хотя бы раз в жизни интересовали каждого человека. В своем очерке «Парадокс» В. Г. Короленко также размышляет над этой проблемой. Вспомним, как начинается рассказ. Автор описывает картину беззаботного веселого детства. Главному герою рассказа было всего десять лет, а его брату и того меньше - около восьми. Дети были абсолютно беспечны, каждый день приносил им огромную радость. Они сами выдумывали себе развлечения. Во многом столь разнообразные игры были порождением их фантазии. Именно так бывает в детстве, когда воображение ребенка рисует перед ним разные картины, одна другой краше. Мировоззрение ребенка - это удивительный мир, в котором пока нет места несчастьям и горестям. Именно поэтому мальчикам было так тяжело смотреть на несчастного калеку, лишенного от рождения обеих рук. Безрукий шляхтич Ян Залуский произвел на мальчишек тягостное впечатление. Они были поражены и испуганы зрелищем несчастного, прикованного к коляске. Обиженный Богом человек рассуждает о счастье, в то время как нормальные, ничем не обделенные люди стараются исключить из своего сознания даже саму мысль о том, что оно, т. е. счастье, возможно. Встреча с «феноменом» оказалась тяжелым испытанием для детей, которые пока еще не знали всех тягот жизни. Теперь уже во сне им начали сниться глаза «феномена» , «то холодные и циничные, то подернутые внутренней болью... » Сам автор называет эту встречу «первым противоречием жизни, острой занозой, вонзившейся в детские сердца и умы... » Весь рассказ Короленко пронизан мыслью о назначении человека и о смысле его жизни. Жизнь безрукого калеки кажется жалкой, и само его существование может показаться бессмысленным. Но так ли это на самом деле? Да, действительно, «феномену» намного труднее заработать себе на жизнь, чем нормальным людям. Но если вспомнить, с какой щедростью он подает милостыню старику-нищему с ребенком, то станет ясно, насколько он может быть великодушен. Жизнь калеки не имеет ничего общего с жизнью нормальных людей, его окружающих. Но тем не менее он находит в себе силы не только жить, но и кормить своих племянников. «Феномен» не случайно пишет детям свой афоризм о счастье. Он всерьез считает, что «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» . Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается именно в том, что человек, который может по-настоящему оценить счастье и быть судьбе благодарным за него, не в состоянии обрести это счастье. В чем может заключаться счастье, если внимательно посмотреть на героев рассказа? Счастье может быть и в иллюзорном мире детских игр, в котором пребывают дети в самом начале произведения. Счастье - это удивительная гармония человека с окружающим миром и с самим собой. Смысл жизни человеческой в том, чтобы любой ценой преодолевать любые препятствия, даже те, которые были предназначены судьбой с самого рождения. Жизнь Яна Залуского наверняка никогда не была счастливой. Откуда же в нем это стремление к счастью, уверенность, что человек его достоин? Эта уверенность произрастает из его сильной души.
ястреб- ястребиных
шкаф- шкафов
крот- кротов