Каждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство.
Но мало кто знаком с любовной лирикой Некрасова, которую, по моему мнению, можно поставить на одну ступень с любовными стихотворениями Пушкина, Фета, Тютчева. Благодаря высокой художественности и глубокой проникновенности, произведения Некрасова о любви можно назвать жемчужинами русской любовной лирики.
Любовь для Некрасова – сложное и противоречивое чувство:
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, -
Нам рано предаваться ей.
Несмотря на то, что поэт прибегает к использованию причастий времени, у читателя не складывается ощущение ушедших чувств. И эта мысль утверждается в последних двух строчках произведения.
Любовь у Некрасова – земное чувство. Чаще всего оно лишено идеальности и воздушности:
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минуты, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное резкое слово.
Несмотря на некоторую обыденность этого чувства, любовь все же остается борьбой двух людей. Оно отличается их стремлением друг к другу, с одной стороны, и отторжением – с другой. По мнению Некрасова, невозможно жить вечно с возлюбленной в мире и согласии:
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир – и скорее наскучит.
Поэт не представляет собе мир любви без прозы жизни, считая ее частью человеческих отношений. Быт неизбежен, но во многом он усилению чувств:
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.
Для Некрасова любовь - страдание и боль. Она обогащает человека, делает его лучше, ценнее его внутренний мир. Но, в то же время, человек становится зависим и слаб внутренне. Таков закон любви:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Лирический герой обращается к объекту своей любви и просит его забыть все сложности и трудности этого чувства. Вчитываясь в эти строки, понимаешь, как много преград встает перед любящими людьми. Но есть и другая сторона этого чувства:
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь.
Таким образом, лирический герой из всего того, что принесла с собой любовь, призывает помнить только самое лучшее, искреннее и чистое.
В стихотворении «Поражена потерей невозвратной» перед нами предстает картина гибели любви по воле судьбы. Из жизни уходит возлюбленная лирического героя. Поэт рисует человека, который очень зависим от своего чувства. Потеря близкого, родного существа делает его слабым и безвольным. Но любовь не вернуть, как не повернуть и время вспять. Лирическому герою очень сложно понять такие законы мироздания:
Ей все равно – холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь -
Погасла и злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Человек одинок в своем горе, и никто не может ему, только сменяют друг друга чувства ненависти и любви.
На мой взгляд, стихи Некрасова о любви отличаются реальностью и противоречивостью. Это всегда страдание, но страдание, облагораживающее человека.
Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденныхфраз, которые вдруг как бы по волшебству становятся необычными. Вот как пишет об этом в своей книге о Чехове К. И. Чуковский: «Вообще все в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал, как дорогую добычу, каждый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обыденности:и то, что голуби, взлетев над голубятней, становятся золотыми от солнца;и то, что гуси на зеленом лугу тянутся длинной и белой гирляндой;и то, что трусливая собака подходит к хозяину так, словно лапы ее касаются раскаленной плиты;и то, что севастопольская бухта глядит как живая множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз;и то, что ночью, когда эта бухта отражает в себе луну, ее вода походит местами на синий купорос, а местами кажется, что это совсем не вода, а сгустившийся лунный свет;и то, что у пожилой губернаторши нижняя часть лица до того велика, что кажется, будто она держит во рту большой камень;и то, что рулевой на пароходе «вертит колесо с таким видом, будто исполняет десятую симфонию»;и то, что осмоленные бочки, горящие ночью, освещают собственный дым;и то, что, когда заходящее солнце озаряет в саду паутину, паутина переливается красками радуги;и то, что раздобревшая трактирщица есть «помесь свинины с белугой»;и то, что у людей, ноздри которых глядят кверху, выражение лица кажется насмешливым и хитрым;и то, что чем человек глупее, тем легче его понимает лошадь;и то, что, когда выпадает в Москве первый снег, все становится мягко и молодо, и в душу просится «чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег», и все находится «под властью этого молодого снега»; и тысячи таких же зорко подмеченных — то поэтически светлых, то грустных, то гротескно-забавных подробностей жизни, к накоплению которых он вечно стремился».
Но мало кто знаком с любовной лирикой Некрасова, которую, по моему мнению, можно поставить на одну ступень с любовными стихотворениями Пушкина, Фета, Тютчева. Благодаря высокой художественности и глубокой проникновенности, произведения Некрасова о любви можно назвать жемчужинами русской любовной лирики.
Любовь для Некрасова – сложное и противоречивое чувство:
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, -
Нам рано предаваться ей.
Несмотря на то, что поэт прибегает к использованию причастий времени, у читателя не складывается ощущение ушедших чувств. И эта мысль утверждается в последних двух строчках произведения.
Любовь у Некрасова – земное чувство. Чаще всего оно лишено идеальности и воздушности:
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минуты, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное резкое слово.
Несмотря на некоторую обыденность этого чувства, любовь все же остается борьбой двух людей. Оно отличается их стремлением друг к другу, с одной стороны, и отторжением – с другой. По мнению Некрасова, невозможно жить вечно с возлюбленной в мире и согласии:
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир – и скорее наскучит.
Поэт не представляет собе мир любви без прозы жизни, считая ее частью человеческих отношений. Быт неизбежен, но во многом он усилению чувств:
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.
Для Некрасова любовь - страдание и боль. Она обогащает человека, делает его лучше, ценнее его внутренний мир. Но, в то же время, человек становится зависим и слаб внутренне. Таков закон любви:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Лирический герой обращается к объекту своей любви и просит его забыть все сложности и трудности этого чувства. Вчитываясь в эти строки, понимаешь, как много преград встает перед любящими людьми. Но есть и другая сторона этого чувства:
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь.
Таким образом, лирический герой из всего того, что принесла с собой любовь, призывает помнить только самое лучшее, искреннее и чистое.
В стихотворении «Поражена потерей невозвратной» перед нами предстает картина гибели любви по воле судьбы. Из жизни уходит возлюбленная лирического героя. Поэт рисует человека, который очень зависим от своего чувства. Потеря близкого, родного существа делает его слабым и безвольным. Но любовь не вернуть, как не повернуть и время вспять. Лирическому герою очень сложно понять такие законы мироздания:
Ей все равно – холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь -
Погасла и злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Человек одинок в своем горе, и никто не может ему, только сменяют друг друга чувства ненависти и любви.
На мой взгляд, стихи Некрасова о любви отличаются реальностью и противоречивостью. Это всегда страдание, но страдание, облагораживающее человека.